17.09.2003

Сигареты высылают за 101-й метр. От общеобразовательных учреждений



Роман Кутузов

Вчера Госдума приняла в первом чтении поправки к закону "Об ограничении курения табака". В поправках предлагается запретить продажу табачных изделий на расстоянии менее 100 м от образовательных учреждений. Производители табака уверены, что, если новая норма и будет принята, реализовать ее будет непросто. Текст поправок к закону "Об ограничении курения табака" был подготовлен Московской городской думой полтора года назад. "Самыми распространенными на сегодняшний день покупателями, а следовательно, и потребителями табачных изделий являются учащиеся. Одной из причин недопущения розничной торговли табачными изделиями ближе 100 м от образовательных организаций является также то, что во время перерывов между занятиями многие учащиеся выходят на улицу для того, чтобы купить сигареты, перебегая часто дорогу в неположенных местах, тем самым подвергая свою жизнь опасности быть сбитыми движущимися по проезжей части транспортными средствами", - говорится в пояснительной записке к законопроекту. По данным депутатов, в школах курит около половины подростков. "Табачники заинтересованы в том, чтобы киоски стояли прямо около школ, это же бизнес", - уверен готовивший законопроект депутат Мосгордумы Евгений Балашов.

Табачные компании единодушны в отрицательной оценке проекта. "Запрет не помогает решить главную проблему - предотвратить курение среди несовершеннолетних. Он создает дополнительные административные барьеры для розничной торговли и почву для бюрократических злоупотреблений", - считает руководитель службы по связям со СМИ Philip Morris Дмитрий Хрол. "Закон запрещает продажу табачных изделий несовершеннолетним. Если бы власти исполняли его надлежащим образом, поправка была бы не нужна", - считает управляющий по связям с общественностью JTI Андрей Ерин. "В законе "О рекламе" есть норма, что рекламу табачных изделий нельзя размещать около образовательных учреждений. Она не работает: никто не знает, как и откуда считать эти 100 м. То же будет и в этом случае", - добавляет вице-президент компании BAT Владимир Аксенов.

Все представители табачных компаний подчеркнули, что они категорически против подросткового курения и совместно осуществляют программу по прекращению продаж сигарет детям в 130 000 торговых точек страны.

Национальная торговая ассоциация (НТА) столь обеспокоена принятым законопроектом, что немедленно выпустила пресс-релиз, указывающий на его недостатки. "Законопроект не учитывает особенности инфраструктуры небольших населенных пунктов, где на центральной площади, как правило, сосредоточены школа, клуб, магазин. Принятие такого закона будет означать, что розничную продажу табачных изделий будет необходимо вынести за пределы некоторых населенных пунктов", - говорится в пресс-релизе. Кроме того, в НТА опасаются, что законопроект даст почву для нездоровой конкуренции. Конкурент крупного универсама может открыть любое связанное с образованием учреждение, например образовательный фонд, в зоне 100 м от данной торговой точки, тем самым лишив своего конкурента значительной части дохода, полагают в НТА.

"Почему ждали с принятием этого закона полтора года? - задается вопросом президент НТА Владимир Зуйков. - Лучше бы разработали нормативную базу к уже существующему закону, чтобы можно было серьезно штрафовать за продажу сигарет детям. А то получается, что закон есть, а механизма его исполнения нет".

Источник: Ведомости