17.09.2003


Сбой в Сбербанке. Часть его банкоматов задержали деньги клиентов



Светлана Петрова
Борис Сафронов
Александр Губский
Павел Миледин

Вчера многие держатели пластиковых карт не могли снять с них наличные в банкоматах Сбербанка России. Крупнейший российский банк объясняет это техническим сбоем, вызванным установкой нового, более мощного сервера. "Накануне нам начислили зарплату на карточки Visa Electron Сбербанка, - рассказывает корреспондент "Известий" Елена Гостева. - Как всегда, я первым делом проверила остаток на счете, деньги пришли полностью. Но снять наличные я не смогла - на мониторе высветилась надпись, что по техническим причинам деньги временно не выдаются". Но самое интересное произошло потом - когда Елена снова проверила остаток на своем счете. Он оказался. .. нулевым. Денег на карточке не было. Такой же вердикт ей вынесли в отделении Сбербанка, в которое она обратилась чтобы снять деньги или хотя бы прояснить ситуацию.

Сбербанк - крупнейший в стране эмитент пластиковых карт. По данным самого банка, на 1 июля он выпустил более 5,6 млн карт, в том числе 3,2 млн - международных платежных систем, а также установил 2404 банкомата, из них 472 в Москве и Московской области. Остаток на карточных счетах Сбербанка - 25,6 млрд руб.

Представитель организации, сотрудники которой получают зарплату на карты Сбербанка, сказал "Ведомостям", что вчера снять деньги из банкоматов банка в Москве "было невозможно". Но он и его коллеги смогли получить наличные через операционные кассы в филиалах Сбербанка. "При этом банкоматы просто отказывали в выдаче наличных, но суммы со счетов не списывались и деньги никто не потерял", - рассказывает он.

Корреспондент "Ведомостей", приехавший в 22 часа в одно из отделений Сбербанка, застал сотрудниц банка, выходящих из помещения со словами: "Наконец-то заработало". Они подтвердили, что в течение всего вторника банкоматы работали с перебоями, но о причинах ничего сказать не смогли. Корреспонденту "Ведомостей" не удалось снять рубли по карте Visa Classic, выпущенной другим банком, зато он получил указанную сумму по карте Visa Electron. После этого сработала и Visa Classic.

Сбербанк объясняет трудности со снятием денег техническим сбоем, связанным с "запланированным техническим перевооружением процессингового центра" - установкой в нем "нового, более мощного сервера". "Период проведения технических работ совпал со значительным ростом операций снятия наличных через банкоматы, что привело к увеличению числа отказов от проведения операций", - говорится в заявлении банка. В нем утверждается, что количество отказов составило менее 1% от всех совершенных вчера операций.

"Народ вернулся из отпусков, многие начали забирать накопленную зарплату. Это наложилось на плановое техническое перевооружение. Возможно, плохо провели инсталляцию", - заявил "Ведомостям" директор управления общественных связей Сбербанка Вячеслав Корнев.

По его словам, сбои могли произойти не только в банкоматах Сбербанка - держателям карточек "Сбера" в выдаче денег могли отказать и банкоматы других банков. "Те, кто столкнулся с проблемами - получил выписку о снятии денег со счета, а самих денег не получил, - смогут получить доступ к этим деньгам через 3 - 4 дня, когда средства будут разблокированы, - обещает Корнев. - За эти дни банк обязуется выплатить пострадавшим проценты". Нормальную работу банкоматов банк планирует восстановить в течение суток.

Представители международных платежных систем Visa и MasterCard, с которыми вчера удалось связаться "Ведомостям", заявили, что "не заметили" проблем с картами Сбербанка.

"Такой сбой в эквайринговой сети говорит о наличии больших проблем с процессинговым центром Сбербанка", - уверен представитель крупного банка, просивший не указывать его имени. Он предположил, что у "Сбера" отсутствует система дублирования операций. А сбой из-за "технического перевооружения" его очень удивил: "Банки заранее тестируют новые серверы и технологии".

Представитель другого банка обратил внимание на то, что "Сбер" обещает разблокировать деньги на 2 - 3 дня позже, чем восстановить работу банкоматов. По его мнению, это говорит о серьезном повреждении базы данных по выпущенным картам - "иначе они решили бы проблему разблокировки быстрее", сказал он, добавив, что "такой сбой случается у банков при апгрейде системы, но не в таких масштабах". Действительно, на днях один из сотрудников "Ведомостей" "по техническим причинам" не смог снять наличные в банкомате Ситибанка, запрошенная сумма оказалась заблокирована.

По мнению банкиров, сбой даст шанс другим банкам переманить часть клиентов у "Сбера". "Клиенты могут задуматься о смене обслуживающего их по зарплатным проектам банка. И комбанки не замедлят этим воспользоваться", - полагает представитель крупного розничного банка. "Если в течение пары дней они решат проблему, ничего радикального не произойдет, иначе начнется переход зарплатных проектов в другие банки", - говорит его коллега.

Источник: Ведомости