17.09.2003

"Седьмой континент" прикинется дешевым. В магазинах сети появляются отделы "Все за 33 рубля"



Сергей Канунников

Сеть "Седьмой континент" начала открывать в своих супермаркетах "отделы одной цены", где все товары стоят одинаково. Эксперты полагают, что таким образом "Семерка" пытается сделать то, что ей не удавалось с 1998 г. , - создать реноме сети, доступной широким массам покупателей. Идея "торговли по одной цене" принадлежит Елене Пестряковой, директору "Семерки" по организации торговли. "Такая организация упрощает покупку, - говорит Пестрякова. - В магазине, где ассортимент составляет 15 000 - 25 000 наименований, покупателю приходится думать о двух вещах: какие продукты ему нужны и сколько они стоят. Когда цена фиксированная и одинаковая на все позиции, покупатель оценивает товары только с точки зрения их нужности ему".

Инициативу Пестряковой опробовали летом в супермаркете на улице Декабристов. По словам Пестряковой, отдел стартовал со 120 позиций ценой 33 руб. каждая, 50% из которых составили бакалея и кондитерские изделия, 50% - сопутствующие товары. "По итогам первого месяца продажи товаров, представленных в отделе, выросли на 30% в физическом выражении, в денежном выражении продажи выросли на 26% ", - говорит Пестрякова. Сейчас в "Семерке" решается вопрос, по какой цене в дальнейшем будет торговать отдел - кроме 33 руб. предложены варианты 49,99 руб. и 77 руб. Пестрякова говорит, что отделы, торгующие "по одной цене", откроются во всех "Семерках" площадью больше 1100 кв. м. Сейчас у "Седьмого континента" 23 таких магазина.

Пестрякова говорит, что идею отдела "все за 33 руб. " подсмотрели в США, где весьма распространен формат "все за $1". Крупнейшие сети-дискаунтеры такого формата Dollar General (6514 магазинов, оборот в 2002 г. - $6,1 млрд) и Family Dollar (4800 магазинов, оборот в 2002 г. - $4,2 млрд) входят в рейтинг TOP200 Global retailers компании Deloitte & Touche.

У российских ритейлоров новация "Седьмого континента" не нашла понимания. "Возможно, "Семерка", у которой есть планы работать в формате cash & carry, проверяет, насколько "единая цена" будет привлекательна во время распродаж стоковых товаров", - предположил Борис Васильев, вице-президент компании "Марта" (сеть Spar). Директор по маркетингу сети "Петровские" Олег Гвоздик считает, что "Семерка" попросту пытается завлечь больше покупателей. "Конкуренция заставляет ритейлоров искать изюминку для магазина. Например, в "Перекрестке" в Крылатском в отделе "овощи-фрукты" работал продавец-негр, и это привлекало покупателей", - вспоминает Гвоздик.

"Это хороший способ продавать то, что продается плохо. Например, "Ашану" скидочные акции "Суперпредложение недели" позволяют поднять продажи некоторых товаров на 30% ", - говорит Андрей Иванов, аналитик из "Тройки Диалог". Он не исключил, что так "Седьмой континент" пытается сломать имидж самой дорогой сети Москвы. "Акция нацелена прежде всего на тех, для кого важна цена", - считает Иванов.

На то, что одна из основных целей нововведения "Седьмого континента" - именно изменение его "элитного" имиджа, указывает и отчет маркетологов "Семерки" по итогам эксперимента в магазине на ул. Декабристов. "Отдел одной цены" помогает покупателю запомнить некий абстрактный уровень цен, по которому он будет субъективно воспринимать позиционирование магазина", - говорится в отчете.

Все предыдущие попытки руководства "Семерки" представить ее как демократичную и недорогую заканчивались безуспешно. По оценкам Олега Гвоздика, "Семерка" по-прежнему считается самой дорогой сетью столицы. Его слова подтверждает гендиректор "Копейки" Сергей Ломакин: "Согласно нашим исследованиям, большинство москвичей считают "Седьмой континент" сетью для элиты с доходом выше $1000 на человека, а простые люди туда могут ходить только по праздникам". Впрочем, по словам Пестряковой, "Седьмой континент" ориентирован на покупателей с доходом от $300 на человека. "Мы и дальше будет делать сеть более доступной как можно большему числу покупателей", - заявил вчера член совета директоров "Седьмого континента" Владимир Карнаухов.

Источник: Ведомости