17.09.2003

Александра Лукашенко травля газом не берет. Что означают итоги сочинской встречи двух президентов для России



Вчера в руководстве российских нефтяных компаний и "Газпрома" обсуждались итоги встречи между президентами России и Белоруссии. По итогам обсуждений прессе было отказано в ответах на большинство задаваемых вопросов. По мнению обозревателей Ъ, Владимир Путин, по сути, "сдал" "Газпром" – компании рекомендовано продолжать переговоры по созданию СП с "Белтрансгазом", следовательно, Россия готова на уступки Белоруссии в вопросах поставки газа. В ситуацию же с нефтяными компаниями российский президент предпочел просто не вмешиваться, не имея на руках достаточных аргументов для решения возникших имущественных споров.
       
Газ для Белоруссии

       Итак, после громких взаимных обвинений схема старых взаимоотношений между "Газпромом" и "Белтрансгазом" сохранится до декабря 2003 года: 10,2 млрд куб. м газа соседняя страна получит по цене "пятого пояса" России (912 руб. за 1 тыс. куб. м). Впрочем, "Газпром" до конца года будет существенно экономить на стоимости транзита. Сейчас тариф на транзитную прокачку газа по Белоруссии соответствует российскому – $0,55 (16,56 руб.) за 1 тыс. куб. м на 100 км, что почти вдвое ниже, чем на Украине.

       Введение в будущем рыночного подхода в газовой сфере, провозглашенного Владимиром Путиным, означает, что вырастет цена газа и стоимость транзита. Переговоры о ценах поставки на 2004 год "Газпром" должен начать в ноябре. Если цены для белорусского рынка будут подняты до украинского уровня ($50 за 1 тыс. куб. м), то и тариф на прокачку превысит $1 ($1,09 – цена транзита на Украине). Так как острого дефицита газа для обеспечения экспортных контрактов "Газпром" не испытывает и объемы топлива для Белоруссии уже запланированы в балансе 2004 года, вряд ли стоит ожидать цены поставок выше $55. Для сравнения – сейчас "Итера" поставляет газ в Белоруссию по цене $46 за 1 тыс. куб. м.

       На состоянии белорусского бюджета это вряд ли отразится: дополнительные затраты в $120 млн (при цене поставок газа в $42 за 1 тыс. куб.) или даже в $250 млн (при цене в $55) страна сможет частично компенсировать за счет роста транзитных тарифов. По газопроводу Ямал–Европа сейчас проходит 14 млрд куб. м газа – этот транзит приносит республике при нынешних тарифах $30 млн в год. "Газпром" намерен построить на трубопроводе четыре дополнительные компрессорные станции и увеличить прокачку до 32 млрд куб. м в год. Если бы не росли цены на транзит, Белоруссия получила бы от транзита $60 млн в год. Увеличение тарифа же до уровня Украины увеличит доходы бюджета Белоруссии до $120-150 млн в год.

       С другой стороны, "рыночный подход" осложняет создание СП с "Белтрансгазом". Условия "Газпрома" известны: покупка контрольного пакета акций, право на прямую продажу 50% газа белорусским предприятиям, невключение газопровода Ямал–Европа в структуру "Белтрансгаза". Один из белорусских депутатов, комментируя встречу президентов, заявил Ъ, что "цена 'Белтрансгаза' теперь может обсуждаться в размере $3-4 млрд". "Газпром" же готов платить не более $900 млн.
       
Нефть для России

       Белоруссия пока опасается всерьез трогать "нефтяной кран", что и показала ситуация вокруг изъятия нефти ряда российских компаний в "Дружбе" накануне встречи президентов Путина и Лукашенко. По данным Ъ, уже вчера НК "Славнефть" и "Сибнефть" получили уведомления от белорусских транспортных компаний, что никаких ограничений по экспорту для них больше не существует (ранее "Белнефтехим" собирался изъять из их сентябрьского экспорта 133,8 тыс. т нефти). В какой-то степени им повезло – в момент принятия решения об отборе нефти через Белоруссию не шла транзитом их нефть. В эти дни шла прокачка экспортного сырья НК ЮКОС (117 тыс. т). Приказом Ивана Бамбизы, президента "Белнефтехима", 60 тыс. т из этого объема должно уйти на новополоцкий НПЗ "Нафтан". ЮКОС вчера не комментировал судьбу экспортируемой нефти.

       Однако рост цен на транзит нефти по нефтепроводу "Дружба" фактически неизбежен – нефть в Белоруссию российские компании поставляют по рыночным ценам, тогда как транзитный тариф в два раза ниже, чем в Европе. Обходных маршрутов по нефти практически не существует: рост добычи нефти в России и ее экспортные планы опережают рост пропускной емкости трубопроводной системы. Дополнительные мощности БТС-2, которые увеличат возможности экспорта нефти до 30 млн т в год в 2004 году, будут съедены ростом добычи. Отказаться от белорусского направления нефтепровода "Дружба", по которому проходит до 70 млн т нефти в год, просто невозможно. Рост цен на прокачку нефти до европейского уровня заставит российские компании раскошелиться почти на $90 млн в год.

       Не исключено, что потери нефтяников будут и больше. До сих пор не решен вопрос с иском бывших акционеров Мозырского НПЗ к "Славнефти", а также с лишением российского "Транснефтепродукта" прав собственности на белорусские продуктопроводы. Премьер-министр Михаил Касьянов заявил, что правительство "обеспокоено" сложившейся ситуацией. Однако вряд ли в "рыночных условиях" Белоруссия захочет решать не в свою пользу вопрос о собственности – тем более что юридическую основу для перераспределения собственности белорусские суды найти смогут.

ДМИТРИЙ Ъ-БУТРИН; НАТАЛИЯ Ъ-ГРИБ, Минск;
ПЕТР Ъ-САПОЖНИКОВ



Источник: КоммерсантЪ