17.09.2003

ГАЗ уравняет дилеров. Завод вводит единые отпускные цены на "Волги"



Екатерина Чичурина

Горьковский автозавод вводит единые отпускные цены для дилеров во всех регионах России на автомобили "Волга". Аналитики считают, что это решение может ударить по доходам нижегородских дилеров, но поможет компании поднять продажи в отдаленных регионах России. Объем производства ОАО "ГАЗ" за восемь месяцев 2003 г. составил 127 764 автомобиля. В том числе легковых - 33 904, грузовых - 93 860 (из них 23 875 микроавтобусов).

Как сообщил "Ведомостям" пресс-секретарь ГАЗа Сергей Луговой, с 1 января 2004 г. компания вводит единые отпускные цены на автомобили "Волга" для всех регионов России. В первую очередь таким образом компания хочет снизить стоимость автомобилей в отдаленных регионах России. Сегодня разница в цене "Волги", продаваемой в Нижнем Новгороде и Владивостоке, достигает $1000, или около 20% от цены. Если это позволит увеличить продажи, то аналогичная схема будет применяться при продаже других моделей Горьковского автозавода.

Пока отпускная цена базовой модели ГАЗ-3110-101 для московских дилеров составляет от 158 000 до 165 000 руб. в зависимости от объема поставки. По словам источника на заводе, пожелавшего остаться неназванным, продажи автомобилей осуществляются через торговый дом "Русавтогаз" (РАГ) , который аффилирован с автозаводом. Все официальные дилеры покупают автомобили со складов РАГ, которые расположены в регионах. "Именно от РАГ зависит, какую скидку предоставить дилеру. Она зависит от размера партии и может составлять от 5% до 15% ", - уточнил источник. После ввода новой системы цены на всех складах РАГ в регионах будут выравнены. Сегодня они зависят от транспортных расходов по доставке автомобилей от автозавода до регионального склада.

Нижегородские дилеры не приветствуют систему единых цен, так как опасаются потерять клиентов из других регионов. "Если сейчас за дешевыми машинами потребитель едет в Нижний, то после выравнивания цен местные дилеры потеряют этих клиентов", - говорит старший менеджер компании "Кит-Кар" Ольга Теплякова. В "Кит-Каре" до 80% "Волг" покупается именно представителями из других регионов.

В нижегородской фирме "ТВН" согласны с коллегами, но предсказывают еще более мрачные последствия. "Наши субдилеры, а это в первую очередь региональные автосалоны, и вовсе разорятся", - считает представитель компании.

Московские дилеры тоже прогнозируют убытки из-за возможного роста цен и увеличения накладных расходов, которые вынудят их увеличить наценку. "В связи с введением единой ценовой политики стоимость автомобиля для нас повысится на 2 - 3% ", - говорит заместитель генерального директора компании "Автомир" Вячеслав Демин.

По мнению аналитиков, потребитель только выиграет от введения единой ценовой политики. По словам аналитика ОФГ Елены Сахновой, в ряде регионов цена на автомобиль должна понизиться. "Политика единых цен позволит автозаводу выйти на рынки отдаленных регионов. Например, на Дальний Восток, где преобладают недорогие японские машины", - говорит Сахнова.

По ее словам, систему единых цен планирует ввести и КамАЗ. Дилеры западных компаний - Mercedes, Audi, Volkswagen - продают свои автомобили в России по единой цене уже год.

В марте 2003 г. практику единых цен ввел "АвтоВАЗ". На автозаводе не смогли оценить экономическую эффективность подобной меры. Однако дилеры говорят, что в первую очередь это ударило по тольяттинским дилерам, которые утратили свои позиции, потеряв клиентов из других областей.

"Если раньше отпускная цена "АвтоВАЗа" зависела от варианта оплаты и транспортных расходов, то сейчас составляющая транспортных расходов в отпускной цене едина для Самары и Владивостока", - говорит директор по маркетингу и продажам компании "ПитерЛада" Алексей Шальнов.

Кроме того, единые цены положительно повлияли на развитие региональных рынков сбыта. "Мы почувствовали некоторую предсказуемость, поскольку неавторизованные поставки из региона-изготовителя значительно сократились", - считает Шальнов.

Кроме того, дилеры отмечают, что цены на новые автомобили возросли только в ближайших к Тольятти областях.

Реформирование системы продаж ГАЗа началось в 2002 г. Тогда были проведены тендер и аттестации дилеров компании. По словам пресс-секретаря ГАЗа Сергея Лугового, в начале 2003 г. формирование дилерской сети автозавода завершилось: сейчас с заводом работают 250 аккредитованных компаний, которые полностью закрывают территорию России.

МЕЧТЫ О НОВОЙ "ВОЛГЕ": В 2004 г. ОАО "ГАЗ" обещает начать выпуск новой "Волги" - ГАЗ-31105. Автозавод планирует кардинально изменить внешний вид кузова и интерьер салона автомобиля. Прогнозируется, что подобные изменения приведут к росту цены на "Волгу" примерно на 25 000 руб. Отпускная заводская цена составит примерно 170 000 руб. В мае 2003 г. ГАЗ начал выпускать модернизированный вариант классической "Волги" ГАЗ-3110. Изменения коснулись только подвески и коробки передач.

Источник: Ведомости