17.09.2003

Мыльный балет продолжается. Анастасию Волочкову увольняют из Большого театра



Наделавший шума конфликт Анастасии Волочковой с дирекцией Большого театра разрешился увольнением балерины. Однако ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА уверена, что продолжение еще последует – госпожа Волочкова собирается подать на Большой театр в суд.

       Вчера информагентства распространили сообщение следующего содержания: "Генеральный директор Большого театра России Анатолий Иксанов подписал приказ об увольнении балерины Анастасии Волочковой из труппы ГАБТа. Руководство ГАБТа посчитало нецелесообразным продолжать с А. Волочковой трудовые отношения из-за отказа балерины продлить трудовой договор до 31 декабря 2003 года".

       По данным Ъ, в минувшие субботу и воскресенье худрук балета Борис Акимов и управляющий труппой Геннадий Янин вместе и попеременно пытались убедить балерину подписать контракт. Так и не уговорив балерину, театр (в лице гендиректора Иксанова) решился-таки уволить ее. Что, собственно, только зафиксировало существующее положение дел: один контракт закончился, другой не подписан, так что фактически балерина уже с начала сезона не состоит в труппе Большого театра. Теперь "Раймонду" 19 сентября с народным артистом Николаем Цискаридзе (не самый могучий премьер Большого мужественно выразил готовность поддержать госпожу Волочкову в буквальном смысле) будет танцевать другая балерина.

       Напомним: в конце июня дирекция Большого предложила госпоже Волочковой (как, впрочем, и другим, менее заметным солистам) контракт до 31 декабря 2003 года, мотивируя его краткосрочность тем, что постоянный партнер балерины, Евгений Иванченко, уволился из театра и, стало быть, танцевать ей не с кем. Дополнительным аргументом послужили кадровые изменения в руководстве театра: с 1 января вместо Бориса Акимова художественным руководителем балета Большого станет Алексей Ратманский, который и решит, нужна или нет театру артистка Волочкова.

       Госпожа Волочкова, не согласившись с содержанием контракта и его сроками, отказалась подписывать трудовое соглашение. Конфликт стал достоянием общественности 5 сентября. В этот день балерина Волочкова должна была танцевать "Лебединое озеро" (афиши на сентябрь составляются в конце минувшего сезона), но из-за отсутствия партнера была заменена другой балериной. Накануне спектакля Анастасия Волочкова выступила на радио, обвинив руководство театра в том, что ее выживают не только из театра, но и из страны.

       Следующая декада прошла под знаком госпожи Волочковой: СМИ исправно отслеживали все перипетии ее борьбы с театром. Балерина – член партии "Единая Россия" – нападала, привлекая в качестве поддержки единомышленников из партии власти и косвенно обвиняя руководство Большого в нелояльности президенту (пресс-конференция госпожи Волочковой так и называлась – "В момент проведения административной реформы в России администрация ГАБТа публично демонстрирует чиновничий разгул"). Большой неловко оправдывался, утверждая, что балерина весит столько, что с ней просто некому танцевать, а потому гарантировать ей занятость театр не может. Телевидение живо обсуждало нормы поднятия тяжестей в балете и гадало, сколько кг в госпоже Волочковой.

       Театр все-таки уволил балерину. Похоже, Анастасия Волочкова элементарно просчиталась. Приняв настойчивые уговоры Большого за уступчивость, она пошла ва-банк и проиграла. В этой банальной истории не понятно одно: почему Большой театр должен вилять и оправдываться, не нанимая на работу ненужную ему балерину? Ну не может он обеспечить ее работой – так в чем тут извиняться? Ну не выгодно ему платить гонорары (и немалые) приглашенным со стороны партнерам (как, например, в прошлом году, когда госпоже Волочковой срочно выписали из Дании Базиля-Кеннета Грева для "Дон Кихота"). Разве искал аргументы Михаил Барышников, не продлив в свое время контракт Александру Годунову в ABT? Или оправдывалась Парижская опера, увольняя худрука Нуреева? Или раскаивался Американский балетный театр, отделавшись от своего худрука Барышникова?

       Настойчивое же желание госпожи Волочковой закрепиться в труппе совершенно понятно. Статус примы Большого куда почтеннее, чем неопределенное положение поп-дивы, устраивающей собственные гала-концерты. Шансов же занять аналогичное положение в другом статусном театре у нее мало: Мариинка, в которой она работала до перехода в Большой, явно не жаждет заполучить ее обратно. Заграница ей тоже не поможет: международная репутация балерины не слишком высока, так что ангажемент в ABT, "Ковент-Гарден", даже в Берлине или Сан-Франциско ей не светит. В отличие от других русских артисток, охотно приглашаемых западными театрами, госпожа Волочкова может показаться миру лишь в спектаклях Большого – отсюда и настойчивые требования участия в гастролях театра. Оттого так яростно она декларирует патриотизм.

       Можно предсказать дальнейший ход московских событий. Анастасия Волочкова соберет пресс-конференцию, даст еще несколько интервью на радио и ТВ, обвиняя Большой в травле артистов. Возможно, подаст на театр в суд. Сторонники балерины устроят демонстрацию перед "Раймондой", милиция их разгонит – и все СМИ опять про все это напишут и покажут. Если в трудовой конфликт вмешаются испугавшиеся власти (пока они воздержались – см. комментарий министра Швыдкого), балерину могут восстановить в труппе, и наши читатели получат еще много серий "мыльного балета". Грандиозный (и совершенно бесплатный) PR, который извлекла госпожа Волочкова из своего увольнения, говорит о ее незаурядном даре публичного деятеля. Который можно с успехом реализовать на любом поприще и помимо сцены Большого.

    Михаил Швыдкой: решать трудовые споры не дело министерства

– У Министерства культуры есть отношения с учреждениями культуры и с художественными проектами, а со звездами у него нет отношений. Если у звезды есть художественный проект, я на коллегии готов его рассматривать, а решать трудовые споры внутри коллективов – это не дело министерства вообще. У нас есть достаточно своих возможностей для того, чтобы влиять на ситуацию. Мы, например, можем не продлить контракт с директором, если он оказывается не прав. А подменять директора Большого театра я бы не стал никогда – ни Большого, ни Малого, никакого. Те резоны, которые приводит Иксанов, мне кажутся убедительными. Но плохо, когда министерство начинает вмешиваться в хозяйственную корпоративную деятельность.

Анатолий Иксанов: мы думали, она будет танцевать

Генеральный директор ГАБТа ответил на вопросы Ъ.

– Вы лично сообщили балерине Волочковой об увольнении?

– Конечно. Во вторник я пригласил ее в кабинет, там присутствовали художественный руководитель балета Борис Акимов и управляющий балетом Геннадий Янин. Я ответил на вопросы, которые она мне прислала в воскресенье письменно, Изложил свои условия. У нас их было только два: найти постоянного партнера и подписать контракт. Она отказалась – тогда я подписал приказ о ее увольнении и выдал ей на руки копию.

– Что за письменные вопросы?

– Настя выдвинула новые требования: гарантировать ей московские спектакли с указанными ею названиями и конкретными датами. Требовала три "Лебединых озера" из пяти запланированных на гастролях театра в Париже и участия в летних лондонских гастролях театра. Для нас это было неприемлемо. К тому же с каждой нашей встречей ее запросы росли, создалась тупиковая ситуация, которую было бессмысленно продолжать.

– Почему вы так настойчиво ее уговаривали?

– У нас не было задачи расторгнуть контракт с ней. Иначе мы не заявляли бы ее в репертуар. Мы думали, она его подпишет и будет танцевать.

– Оказывали ли на вас давление сторонники госпожи Волочковой?

– С начала сезона – нет. Летом – да.

– Ожидаете ли вы демонстрации 19 сентября, подобной той, которая прошла в день замены госпожи Волочковой в "Лебедином"?

– Все может быть. Но это ее личное дело.

"Анастасия собирается прибегнуть к защите закона"

Комментарий ГЕЛЛЫ НЕМИНОВОЙ, "руководителя департамента по связям с общественностью" Анастасии Волочковой.

– О том, что Анастасия уволена, мы узнали 16 сентября в дирекции Большого театра. Однако оказалось, что ее уволили еще 30 августа. Тем не менее две недели мы ничего не знали. Увольнение было потрясением для балерины. По-видимому, Большой театр решил вести с ней информационную войну, ничего не объясняя при этом. Дирекция Большого театра даже не пыталась связаться с Анастасией, я уже не говорю о том, чтобы как-то объяснить ей, по какой причине они ее уволили. А ведь Большой театр – государственное учреждение, и здесь должны выполняться законы о труде. Анастасия считает, что театр оскорбил ее как балерину, и она собирается прибегнуть к защите закона, который обязан ее защитить как гражданина России. Этот скандал, который организовал Большой театр, подрывает в первую очередь репутацию балерины.

Некоторые причины, по которым Большой театр прервал контракт с Волочковой, нам стали известны. Они связаны с тем, что она не соответствует стандартам балерины. Что она толстая, ест мороженое, что высокая – выше, чем положено, на десять сантиметров. Но в Большом театре должны были сообщить сразу, подготовить документ, в котором расписаны стандарты балерин.

Сегодня Анастасия в Большом театре, она репетирует "Раймонду". Она готова участвовать в спектакле. Но есть при этом угроза, что ее снимут с участия в спектакле.

Анастасия не оставит балет. У нее есть свои спектакли, свой зритель, и 29 сентября состоится благотворительный спектакль для детей-сирот.


Источник: КоммерсантЪ