18.09.2003

В магазин с чековой книжкой. РБР предлагает воспользоваться необычной для России услугой



Елена Березанская

         Уникальную в России услугу предложил Русский банк развития (РБР). Этот банк, год назад первым выпустивший настоящую кредитку - без страхового депозита и с льготным периодом, теперь хочет выдавать кредиты. .. в форме чековой книжки. Условия новой кредитной программы "ТелеЧЕК" РБР ну очень выгодны - три месяца льготный период, ставка 9% годовых в рублях. Вот только использовать "телеЧЕКи" можно лишь в магазинах - партнерах РБР. Их всего около 50, и среди них мало громких имен.

        Условия новой программы потребительского кредитования "ТелеЧЕК" Русского банка развития очень привлекательны для заемщиков: кредит выдается в рублях на два года по ставке 9% годовых. Более того, первые три месяца ставка по кредиту практически нулевая - 0,1% годовых (это необходимо, чтобы не пришлось платить налоги). Минимальная сумма кредита - эквивалент $3000, максимальная - $50 000. Чтобы получить ее, нужно зарабатывать в месяц не менее $3300, а с зарплатой в $1000 можно рассчитывать на кредит в размере $7200. При этом для получения кредита не требуется залогов или поручительств.

        Для сравнения: кредит на неотложные нужды можно получить в Сбербанке под 19% в рублях, а в Райффайзенбанке - под 14% в валюте.

        Однако привлекательные условия - не единственная особенность "ТелеЧЕКа". Деньги не зачисляются на счет заемщика и не выдаются ему наличными - вместо этого он получает чековую книжку. Она позволяет покупать товары в кредит, выписывая чеки, - до тех пор, пока не исчерпается лимит. Прежде чем принять к оплате чек, кассир должен связаться с банком по телефону и проверить остаток кредитных средств.

        Правда, принимают "телеЧЕКи" лишь те магазины, с которыми РБР подписал соглашение. Их сейчас около 50, но банк пытается расширить этот список.

        Среди крупнейших партнеров РБР по программе "ТелеЧЕК" - автосалоны "Норд-авто-М" (Chrysler, Jeep) , "Алеа-Моторс-Авто" (Volkswagen) , "Автодруг " (российские марки) ; яхт-клубы "Аэромарин" и "Автоконцепт"; торговый дом "Холдинг-Центр" (сантехника) ; сети магазинов одежды "Х-магазин", "ХЦ-магазин", Escada, BOSS, несколько мебельных магазинов.

        "Форма чека выбрана потому, что она позволяет кредитовать связанно. У нас есть торговые точки - партнеры, которые платят банку вознаграждение. Это, собственно, и помогает банку выдавать кредиты по таким низким ставкам и не быть при этом в убытке", - объяснила появление столь необычного продукта замначальника управления коммерческого кредитования РБР Оксана Малкина.

        "Мы решили попробовать [новый кредитный продукт], посмотрим на отдачу", - говорит Игорь Колесов, начальник отдела продаж автосалона "Норд-авто-М" (Chrysler, Jeep) , который уже работает по кредитным программам с Райффайзенбанком, "Авангардом", банком "Первое ОВК" и Газпромбанком. По его наблюдениям, россияне - даже богатые - любят все новое, "а здесь им предлагают ходить не с деньгами, а с чековой книжкой, как распространено на Западе". "Человеку достаточно определиться с покупкой автомобиля, достать книжку и выписать чек. Остальное делаем мы, - продолжает Колесов. - Пока ни одного человека с чековыми книжками не было (программа работает с сентября). Не думаю, что будет поток, но даже если с чеком будет приходить один клиент в месяц, будет неплохо".

        Однако банкиры не оценили идею РБР. Они называют чеки рудиментом, на смену которому во всем мире давно пришли пластиковые карты.

        "Кредитная карта - гораздо более перспективный и привлекательный продукт, - говорит специалист по потребительскому кредитованию одного из крупнейших банков. - Запад от чеков уходит, а у нас это диковинка. Возможно, РБР надеется привлечь клиента именно за счет необычной формы продукта".

        Кредитки постепенно вытесняют все остальные виды потребительского кредитования, отмечает финансовый директор Райффайзенбанка Евгений Туткевич. "Для человека важно не только разрешение на кредит, но и удобство [дальнейшего] пользования [этими деньгами], - говорит Туткевич. - А самое простое - иметь овердрафт по карте и платить процент на остаток по кредиту". Будущее за этим продуктом, уверен Туткевич.

Источник: Ведомости