19.09.2003

Правильная кола. На рынке "исламских газированных напитков" появилась нешуточная конкуренция



Евгений ШЕСТАКОВ

Новый завод по производству газированной воды для правоверных мусульман открыла в Объединенных Арабских Эмиратах одна из французских фирм. Предприятие, в строительство которого вложено почти 7 миллионов долларов, надеется занять 10 процентов рынка прохладительных напитков в регионе Персидского залива.

В отличие от "проамериканского" напитка его "исламский" вариант, предложенный французами, называется "мекка-кола" - по имени священного для мусульман города. И будет всеми доступными методами бороться с "гегемонией США" - именно так объяснил решение создать новую воду глава компании француз тунисского происхождения Тауфик Матлути. Ежедневно предприятие будет выпускать 384 тысячи бутылок мекка-колы. Однако кроме названия и красочной этикетки другими признаками "святости" напиток не обладает.

Между тем на рынке "исламских" газированных вод мекка-кола выглядит далеко не одинокой. Ее предшественница и прямая конкурентка - замзам-кола - появилась в Иране и теперь, после войны в Ираке, буквально получила "второе дыхание" в арабских странах. Говорят, что в создании замзам-колы принимал участие сам аятолла Хомейни. Впрочем, возможно, это только легенда - для привлечения большего числа покупателей.

Свою версию "исламской" воды - киблы-колы предложила прошлой зимой британская мусульманка пакистанского происхождения Захида Парвин. Правда, "святость" этого напитка, предназначенного главным образом для продажи в Европе и Пакистане, не слишком признают в государствах Персидского залива.

Для сторонников "консервативного" ислама во Франции выпускают воду "Муслим Ап" (по аналогии с "Севен Ап") и арабскую колу. Но эти напитки имеют "локальное" распространение и являются сугубо коммерческим проектом, призванным пополнить бюджеты организовавших производство мусульманских организаций.

Несмотря на столь значительное число конкурентов, создатели мекка-колы надеются на коммерческий успех своего детища. И дело не только в очевидной близости производства к священным для мусульман местам, отчего даже пузырьки в воде, по замыслу французских коммерсантов, "должны приобретать частичку святости". Главное - владельцы предприятия обещают, что 10 процентов своей прибыли направят на благотворительные нужды и еще 10 процентов - "нуждающимся палестинским детям". Кому в действительности попадут эти деньги - палестинским школам или в бюджеты террористических организаций, создателей мекка-колы не слишком волнует.

Кстати, создатели большинства "исламских" газированных напитков предупреждают: людям, исповедующим другие религии, их колы лучше "от греха подальше" не пробовать. Во всяком случае, за неудачные последствия такой дегустации они ответственности не несут.

Источник: Известия