22.09.2003

"Топаз" заинтересовался слабым алкоголем



Роман Кутузов

         Группа "Промышленные инвесторы", год назад купившая крупный ликероводочный завод "Топаз", на днях обнародовала планы своей экспансии на алкогольном рынке. Производственные мощности подмосковного завода будут существенно увеличены, а кроме того, будет налажен выпуск слабоалкогольного коктейля.

        В июне прошлого года группа "Промышленные инвесторы", близкая к депутату Госдумы и бывшему министру энергетики Сергею Генералову, купила подмосковный ликероводочный завод "Топаз". "Топаз" входит в десятку крупнейших производителей алкоголя в России, ежегодно выпуская 2 - 2,5 млн дал напитков. Помимо "Топаза" "Промышленные инвесторы" контролируют предприятия в самых разных отраслях, например ростовскую компанию "Гуковуголь" и Дальневосточное морское пароходство.

        После покупки "Топаза" Генералов говорил, что на базе "Топаза" может быть сформирован целый холдинг. Первые шаги в этом направлении "Промышленные инвесторы" предприняли на днях, объявив о создании управляющей компании "Русский Алкоголь".

        Генеральным директором управляющей компании стал Золтан Золотов, работавший до этого директором по маркетингу "Топаза". По словам Золотова, бывший директор завода Дмитрий Симарев "получит другое назначение в группе "Промышленные инвесторы".

        Из производственных активов "Русскому Алкоголю" подчиняется пока только "Топаз", но Золотов не исключает возможности приобретения других заводов "для диверсификации бизнеса".

        Помимо производства "Русский Алкоголь" сосредоточится на управлении брэндами. По словам Золотова, "Промышленные инвесторы" хотят создать "алкогольную компанию западного образца", основное достояние которой - раскрученные, хорошо узнаваемые и имеющие лояльных потребителей торговые марки.

        Сейчас в портфеле "Русского Алкоголя" есть марки, купленные вместе с "Топазом": "Голубой топаз", "Топаз-Люкс", "Гербовая" и другие, а также приобретенная в начале этого года "Зеленая марка Главспирттреста". "Русский Алкоголь" намерен наращивать свои производственные мощности и расширять портфель марок.

        В октябре этого года на "Топазе" откроется новый цех по розливу алкогольной продукции мощностью до 4 млн дал в год. Сумма инвестиций в его строительство составила около $10 млн.

        Кроме того, на этой неделе будет объявлено о запуске нового продукта - слабоалкогольного коктейля на основе водки "Голубой топаз". Коктейль будет выпускаться со вкусом апельсина и клюквы в алюминиевых банках 0,5 л с розничной ценой 23 руб.

        В течение будущего года компания рассчитывает занять до 4% рынка слабоалкогольных коктейлей и войти в топ-10 производителей с объемом производства более 1 млн дал.

        По мнению гендиректора компании "Бизнес Аналитика" Андрея Стерлина, стремление водочников производить коктейли вполне логично, поскольку потребление водки стагнирует, а коктейлей - растет на 20 - 30% в год.

        В конце августа объявила о выпуске слабоалкогольного коктейля "Столичная Лед" группа "ОСТ", производящая водку "Столичная" по лицензии ФКП "Союзплодоимпорт".

        "Понятно, почему водочников тянет на этот рынок, - говорит директор по связям с общественностью "Хэппилэнда" Светлана Дрозд. - Здесь низкий порог вхождения, отсутствуют проблемы с сырьем плюс возникает лазейка для рекламы водки, на основе которой эти коктейли сделаны".

        Однако, по мнению Дрозд, средний ценовой сегмент, в который попадает "Голубой топаз", уже перенасыщен, и, чтобы занять в нем достойное место, "Русскому Алкоголю" придется "потолкаться локтями". "Свободные ниши остались только в сегменте премиум, который начинается с цены 28 - 30 руб. за банку", - считает представитель "Хэппилэнда".

Источник: Ведомости