23.09.2003

"Ворсин" станет универсальным брендом



ОАО "Барнаульский пивоваренный завод" в начале сентября приобрело приступило к подготовке к выводу на рынок нового брэнда. Ключевой этап диверсификации бизнеса крупнейшей пивоваренной компании Алтая завершился в преддверии ожидаемого ее руководством ухудшения конъюнктуры на отечественном пивном рынке. О масштабах бизнеса ОАО "Барнаульский пивоваренный завод", стратегии его развития и дальнейших планах рассказал генеральный директор предприятия Сергей Локтев.

Год выдался для нас напряженным. На таких параметрах завод не работал уже 25 лет - со дня своего существования. За 8 месяцев 2003 года объемы производства продукции по сравнению с уровнем прошлого года увеличились на 10% и составили более 5 млн. дал. В течение этого периода мы искали оптимальный баланс между долями высокоплотных и низкоплотных сортов пива и, считаю, выполнили эту задачу.

Сделав акцент на низкоплотное пиво, предприятие достигло положительных финансовых результатов. Учитывая высокую конкуренцию на региональном пивном рынке; этими показателями мы удовлетворены. Объем инвестиций, с которым мы работали в 2003 году, составил $9.5 млн. Из них $6.5 млн. – собственные средства, остальные - заемные.

По нашим оценкам, в общем объеме продаж на региональном пивном рынке на долю Барнаульского пивзавода приходится 9-10%. Этот показатель пока является нашим пределом, потому что мы уже работаем на максимальном уровне своих проектных возможностей. В месяц производим 500-800 тыс. дал пива в зависимости от его плотности.
За позициями, занимаемыми остальными участниками рынка, мы, конечно, наблюдаем, но системно их не изучаем. По большому счету, они нас даже не интересуют. Мы не испытываем сложностей с продвижением своей продукции на рынках других регионов. Проблема лежит в другой плоскости. Продукция Барнаульского пивзавода пользуется спросом за пределами Алтайского края. Часто иногородние потребители требуют дополнительных поставок нашего пива, а мы удовлетворить все заявки не в состоянии. Недавно поступили предложения из Москвы и Санкт-Петербурга о поставках нашей продукции. Для имиджа Барнаульского пивзавода было бы полезно быть представленным на рынках этих городов. Но мы не можем себе позволить обмануть ожидания наших партнеров. Признаюсь, логику наших действий иногородние заказчики понимают не всегда.

На рынке Алтайского края на долю нашего предприятия приходится 52% рынка, еще 30% занимают остальные алтайские пивоваренные компании. Мы работаем и будет работать в первую очередь на Алтай. Одновременно нужно присутствовать и в соседних территориях. Но поставки, которые мы производим в регионы Сибири, - это "крохи", которые отрываем от местного рынка, делая это ему в ущерб.

Мы производим качественную продукцию и поэтому без проблем осваиваем новые ниши рынка. Думаю, что положительное мнение потребителей о нашем пиве обоснованно, потому что предприятие делает ставку не на количество, а на качество. В совершенствование технологий на протяжении последних шести лет мы направляем ежегодно $2.5-3.5 млн. У нас наблюдается разумный баланс в ценовой политике, что немаловажно. Одна из важнейших составляющих стратегии Барнаульского пивзавода заключается в том, что мы не стремимся к получению суперприбылей, а пытаемся выйти на оптимальные финансовые показатели.

Устойчивое положение компании обусловлено и наличием собственной торговой сети из 40 предприятий, расположенных в городах и районах Алтая.

Мы намерены открывать новые торговые предприятия и в районах края. При этом концепция развития нашей торговой сети предусматривает, что в магазинах должно продаваться не только пиво. Речь идет о продуктовых мини-маркетцентрах, в которых представлен широкий ассортимент продовольственной группы товаров.

В настоящее время активно ведется диверсификация бизнеса предприятия. С 1 сентября наша компания приобрела в полную свою собственность барнаульский ликероводочный завод "СТС". На рынке алкоголя мы собираемся составить серьезную конкуренцию ведущим предприятиям Алтая. Для этого решено направить крупные инвестиции в развитие "СТС", который, по нашим расчетам, через пять месяцев выйдет на достойный уровень работы. Также до пяти-шести наименований расширится номенклатура безалкогольной продукции - газированной и негазированной воды.

С 1 сентября мы получили комплексный ассортимент: пиво, алкогольные изделия и безалкогольные напитки. Этот комплекс, надеюсь, придаст дополнительную устойчивость нашему бизнесу. Помимо "жидкой" группы мы развиваем и другие непрофильные направления. В собственности предприятия находится Барнаульский завод резинотехнических изделий и ряд других организаций.

Все это в совокупности придает нам уверенность в дальнейших перспективах Барнаульского пивзавода. Поэтому на конкурентов мы смотрим спокойно. Они живут достаточно сложной жизнью, не имея такого дополнительного набора инструментов. Считаю, что в идеале пиво должно занимать в общей структуре нашего бизнеса максимум 25-30%. Сейчас этот показатель - 45-48%.

Наши партнеры постоянно выходят к нам с предложениями развивать тему пива, наверно скажу, что мы продолжим активно ею заниматься. Например, очень привлекательно для нас направление собственных мини-пивоварен. Первую из них мы планируем запустить в районном центре Усть-Пристань 1 октября. Наш интерес к мини-пивзаводам вызван комплексом факторов. Во-первых, такие предприятия способны охватить в среднем по четыре-пять районов. Во-вторых, мини-пивоварня выпускает "живое" пиво, которое у потребителей пользуется устойчивым высоким спросом, а производителю позволяет расширить ассортиментный ряд. В-третьих, местные потребители всегда считают производимое у них пиво самым лучшим.

Правильность нашего выбора подтверждается тем, что задолго до открытия первой мини-пивоварни мы начали получать заявки на поставку ее продукции из соседних районов. Расписаны уже все объемы. Теперь важно сформировать гибкую ценовую политику, учитывающую уровень жизни в районах края. Но перспектива развития этого направления на Алтае во многом зависит, на мой взгляд, и от уровня Подготовленности к решению подобных вопросов руководителей местных органов власти. С дальнейшей стратегией по мини-пивоварням мы определимся 1 января 2004 года. Если первый объект оправдает наши ожидания, то сдерживать в этой части мы себя не будем и откроем в течение следующего года мини-пивзаводы еще в трех-четырех районах.

Уверен, развитие сети мини-пивоварен даст нашему бизнесу дополнительные конкурентные преимущества. Пивной рынок районов края сейчас также активно делится крупными производителями. Если мы будем на нем присутствовать с достойным по качеству продуктом и с таким набором инструментов, как мини-пивоварни и собственная торговая сеть, то другие компании на пути освоения районов столкнутся с трудностями. Они смогут только выставить свою продукцию на магазинные полки. В Барнауле в реализации находится 240-250 сортов пива, но это не значит, что все они хорошо продаются.

Со второго полугодия 2004 года мы начнем работать по инвестиционному проекту на сумму $30 млн. Проект предусматривает реконструкцию варочного производства с целью увеличения объемов выпуска и повышения качества продукции, а также реконструкцию цеха розлива пива (баночная линия и линия розлива в стеклянную тару), расширение солодовенного производства, реконструкцию ликероводочного производства и развитие ряда других направлений.

Источник: BEERUNION.RU