23.09.2003

Российский бюджет потеряет $7 млрд. Если будут реализованы планы "Транснефти"



Вчера в Петербурге в гостинице "Прибалтийская" открылся российско-американский энергетический саммит, на который съехалась вся отраслевая элита, включая министров торговли и энергетики двух стран и руководителей нефтяных компаний. Несмотря на многочисленность заявленных тем для обсуждения, обе стороны интересовал главным образом один вопрос: организация поставок российской нефти и газа в США.

Ко вчерашнему саммиту было приурочено подписание сразу нескольких важных документов. Например, глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов подписал кредитное соглашение с кредитным фондом HBK на $225 млн на финансирование строительства нефтяного терминала на острове Высоцкий (Ленинградская область). А министерства энергетики России и США – рамочное соглашение об устранении последствий разливов нефти.

Но куда с большим нетерпением все ожидали заключения сделки между ЮКОСом и Chevron Texaco. Накануне саммита упорно ходили слухи о том, что в гостинице "Прибалтийская" Михаил Ходорковский объявит о продаже блокирующего пакета акций своей компании американской. Глава ЮКОСа подчеркнуто излучал оптимизм и пренебрежение к этикету – ходил в вельветовой куртке и демонстративно жевал резинку. Однако журналистов сразу предупредил, что о продаже пакета не скажет ни слова. Его коллега из Chevron Texaco Дейв O`Рейли также отказался комментировать эти слухи.

Поэтому на первый план вышел другой вопрос – экспорт российских углеводородов в США, который призван потеснить поставки нефти из Персидского залива. Первым на эту тему высказался министр экономического развития и торговли Герман Греф. По его словам, прирост добычи нефти в России к 2020 году должен составить 120-150 млн т. Он подчеркнул, что этот объем нужно расценивать "как резерв, который может экспортироваться на рынок США". Зампредправления "Газпрома" Александр Рязанов заметил, что экспортировать в США можно не только нефть, но и сжиженный природный газ, и предложил создать для этой цели совместное предприятие.

Американцы были не так конкретны, как российские участники саммита. Но все же господин O`Рейли отметил, что суточная добыча российской нефти (8,5 млн баррелей) уже сравнялась с саудовской.

Однако смогут ли российские нефтекомпании реализовать открывающиеся возможности, до конца не ясно. И дело здесь скорее не в американцах, а в российских чиновниках.

Глава госкомпании "Транснефть" Семен Вайншток в кулуарах уверял, что не стоит драматизировать ситуацию с нехваткой трубопроводных мощностей. По его мнению, их дефицит составляет всего 40 млн т в год. Более того, господин Вайншток первым из официальных российских лиц подтвердил информацию о том, что трубопровод от Ангарска до Дацина к 2005 году построен не будет. Более неудачного момента для такого рода заявления трудно было бы выбрать. Сегодня в Пекине начинаются переговоры Михаила Касьянова с китайским коллегой как раз на эту тему. Но получается, что договариваться российскому премьеру фактически будет не о чем. Глава "Транснефти" все уже решил.

Михаил Ходорковский, напротив, утверждал, что дефицит трубопроводных мощностей достигает 120 млн т в год. И если не будут построены трубопроводы в Мурманск и Дацин, то дефицит будет только возрастать. В частности, потому, что достраивающаяся сейчас Балтийская трубопроводная система ограничена проходными возможностями пролива Скагеррак между Балтийским и Северным морями. Из Мурманска же нефть в США можно доставить в четыре раза быстрее, чем из Персидского залива. И наконец, по подсчетам главы ЮКОСа, если мурманский и дацинский нефтепроводы не будут построены, то к 2020 году российские нефтекомпании не смогут выйти на уровень добычи в 10 млн баррелей в сутки, а потери российского бюджета достигнут $7 млрд в год. "Это не такая маленькая сумма, чтобы о ней не думать",– предупредил Михаил Ходорковский.

"Транснефть" борется с инфляцией тарифами

Выступая перед журналистами в Санкт-Петербурге президент "Транснефти" Семен Вайншток сообщил, что компания в ноябре обратится в Федеральную энергетическую комиссию (ФЭК) с предложением увеличить тарифы на транспортировку нефти на 2004 год на 7%. По его словам, пересмотр тарифов необходим, чтобы компенсировать инфляцию 2004 года. После коррекции тарифов выручка госкомпании увеличится на 7-8 млрд руб. Неделю назад глава ФЭК Георгий Кутовой предположил, что "Транснефть" скоро попросит увеличить ей тарифы, и заявил, что это предложение нефтяники не встретят в штыки, поскольку не считают расценки на прокачку слишком высокими.

Однако, по информации информагентств, глава ЮКОСа Михаил Ходорковский вчера заявил, что у ЮКОСа средние затраты на транспортировку нефти превышают затраты на ее добычу и переработку. На одном из недавних выступлений он привел такие цифры: в 2001 году транспортировка одного добытого ЮКОСом барреля нефти до потребителя стоила $2,4, в прошлом году этот показатель составил $2,9, а в этом вырастет до $3,4. При этом себестоимость добычи ЮКОСа составляет $1,5 за баррель.

РОМАН Ъ-ОВЧИННИКОВ, Санкт-Петербург

Источник: КоммерсантЪ