23.09.2003

Михаил Касьянов озаботился тарифами Сбербанка и поручил ЦБ и МАПу выяснить, не слишком ли они высоки



Как стало известно Ъ, Сбербанк России вновь попал под антимонопольное расследование – на этот раз по прямому указанию Михаила Касьянова. В ответ на письмо главы Министерства по антимонопольной политике (МАП) Ильи Южанова с резкой критикой тарифной политики Сбербанка премьер-министр поручил МАПу и ЦБ разобраться с нарушителем. Если претензии МАПа посчитают обоснованными, Сбербанку придется резко – в 2-2,5 раза – снизить тарифы на обслуживание вкладчиков.

Тарифная политика Сбербанка России подвергается критике со стороны антимонопольного ведомства не в первый раз. Еще весной Илья Южанов, выступая в Совете федерации, обвинил Сбербанк в многократном завышении тарифов на обслуживание физических лиц. Летом МАП провел глобальное исследование конкурентной среды на рынке частных вкладов за прошлый год и первый квартал этого года. Его результаты оказались настолько впечатляющими, что МАП решил проинформировать о них премьер-министра.

Как следует из оказавшегося в распоряжении Ъ письма Ильи Южанова #ИЮ/1543-ПР от 28 августа, выяснилось, что тарифы, взимаемые Сбербанком с населения за перевод части или всего вклада в другие банки, превышают тарифы других коммерческих банков в среднем в 2-2,5 раза. Однако в некоторых регионах это соотношение еще значительнее. К примеру, перевести рублевый вклад из краснодарского филиала Сбербанка обойдется вкладчику в 4% от переводимой суммы, а из коммерческого банка – в 1,04%. В Ивановской области это соотношение еще нагляднее – 4% и 0,66% соответственно. И это при том, что в целом ряде регионов Сбербанк занимает доминирующее положение.

По данным МАПа, на долю Сбербанка приходится более 70% рынка в следующих регионах: Кабардино-Балкария (92,4%), Карачаево-Черкесия (77,4%), Марий Эл (89,7%), Хакасия (70,3%), Чувашия (86%), Астраханская (74,8%), Ивановская (72.8%), Калининградская (70,4%), Калужская (92,2%), Костромская (87,3%), Новгородская (75,3%), Пермская (85,8%), Псковская (92,4), Ростовская (75%), Рязанская (85,1%), Свердловская (76,1%), Тамбовская (70,6%) и Тверская (91,6%) области, Ставропольский край (83%).

"Таким образом, тарифная политика Сбербанка в сфере оказания услуг физическим лицам носит признаки злоупотребления доминирующим положением, что ущемляет права граждан, отрицательно влияет на развитие конкуренции, способствует возникновению системных рисков в финансовом секторе",– считает господин Южанов. По его мнению, с учетом "социальной составляющей деятельности Сбербанка России" это является достаточным основанием для того, чтобы правительство поручило своим представителям в наблюдательном совете "рассмотреть вопрос об обоснованности тарифов Сбербанка России, устанавливаемых при оказании услуг физическим лицам".

Реакция Белого дома не заставила себя ждать. Как заявили вчера Ъ в пресс-службе МАПа, ответ из правительства уже получен. "Ответ за подписью Михаила Касьянова, датированный 13 сентября, звучит следующим образом: 'Озабоченность разделяю. Прошу рассмотреть с участием Банка России и о результатах проинформировать правительство РФ'",– заявила вчера Ъ руководитель пресс-службы МАПа Лариса Булгакова.

Неофициально же в этом ведомстве Ъ вчера заявили, что в отношении Сбербанка МАП ведет еще одно расследование – о нарушении его филиалами прав потребителей при оказании платных услуг. "В Новосибирское территориальное управление МАПа поступили жалобы от граждан Ашуркова и Федосова о том, что в Сибирском банке Сбербанка населению навязываются платные услуги по электронному заполнению банковского документа о переводе денежных средств. МАП проинформировал президента Сбербанка Андрея Казьмина о необходимости принять меры по устранению этого нарушения",– заявил Ъ источник в министерстве.

В пресс-службе Сбербанка вчера от комментариев отказались, ответив в том смысле, что "на официальные претензии МАПа мы отвечаем в официальном порядке".

Ъ будет следить за развитием событий.

ЕЛЕНА Ъ-КИСЕЛЕВА

Источник: КоммерсантЪ