23.09.2003

Виды на Китай. Российский бизнес хочет закрепиться на гигантском рынке



Александр Беккер

         ПЕКИН - Первый в истории Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) совет глав правительств будет заседать сегодня в столице КНР. Премьеры Казахстана, Киргизии, Китая, России, Таджикистана и Узбекистана утвердят бюджет ШОС и подпишут программу экономического сотрудничества до 2020 г. Тем временем российский бизнес спешит закрепиться на рынках Поднебесной, идя на кооперацию с местными предприятиями.

        Сегодня премьер-министры шести государств примут долгосрочную программу сотрудничества до 2020 г. По словам замруководителя аппарата правительства Олега Буклемишева, она охватит транспорт, энергетику, водопользование, связь, лесную промышленность и другие отрасли. Будет утвержден первый бюджет ШОС на 2004 г. ($3,5 млн пойдут на финансирование управляющих органов). Владимир Андрианов, советник премьера Михаила Касьянова, говорит, что взносы будут пропорциональны экономическому потенциалу стран-участниц.

        Вместе с чиновниками в Пекине высадился десант из 52 руководителей российских компаний. "ЮКОС" заинтересован в продвижении нефтепроводного проекта Ангарск - Дацин, РАО "ЕЭС России" - в экспорте электроэнергии. В Российском банке развития (РБР) рассматривают заявку приборостроительного завода "Тензор" из подмосковной Дубны на кредит в 200 млн руб. Предприятие уже поставляет системы противопожарной безопасности в рамках строительства АЭС "Тяньвань", для чего уже брало три года назад кредит в РБР. По словам президента РБР Татьяны Рыскиной, кредитование производств с высокой добавленной стоимостью - приоритет РБР, и поэтому банк охотно сотрудничает со всеми, кто готов поставлять такую продукцию в Китай.

        По данным российского посольства в Пекине, товарооборот между нашими странами достиг в прошлом году $12 млрд, а в этом может превысить $13 млрд. Но в российской делегации сетуют на то, что господдержка экспорта высокотехнологичной продукции еще слаба. Доля машиностроения в поставках в Китай не превышает 6 - 7%. "Времена устойчивого сбыта [по межправительственным соглашениям] прошли", - замечает Буклемишев.

        С начала года Китай заключил контракты на $800 млн с американцами, которые поставят турбины и генераторы для местных АЭС и ГЭС. Российские предприятия стараются удержаться на перспективном рынке. Ради этого ОАО "Силовые машины" идет на широкую кооперацию с китайским заводом в Фунцзяне, производя вместе с ним оборудование для ГЭС "Ваннипо". "Силовые машины" уже отгрузили рабочее колесо гидротурбины, а в октябре поставят второе. Такую же продукцию они готовят для ГЭС "Цыпинфу", где в партнерах у СМ завод в Дуфанге. Оба контракта принесут СМ $8 млн, но по мнению представителя "Силовых машин" в Китае Сергея Скворцова, "дело не столько в деньгах - важнее наладить стратегическое сотрудничество с местными предприятиями". А УралАЗ создал совместное предприятие с китайской компанией "Бэйфа" по производству внедорожников. УралАЗ поставил СП комплектующие на $1 млн, а в 2004 г. рассчитывает экспортировать в Китай 100 автомобилей против 50, поставленных в этом году.

        Гендиректор ОМЗ Каха Бендукидзе говорит, что перспективы в Китае имеют лишь компании "с репутацией": "Никто не купит твою продукцию, если ты не строил и не эксплуатировал оборудование несколько лет". ОМЗ отгружает для АЭС "Тяньвань" первый контур ядерного реактора и внутрикорпусное оборудование. Тендер на строительство двух блоков по 1 млн МВт выиграл два года назад "Атомстройэкспорт", который затем расписал подряды между российскими компаниями, победившими в конкурсах по поставке своей продукции. "Силовые машины" построят для АЭС "Тяньвань" турбины. И все поставщики хотят успешной сдачи в следующем году первого блока, а в 2005 г. - второго. Интерес тут вполне прагматичный: чем лучше продукция зарекомендует себя, тем больше шансов на предстоящем тендере по "Тяньваню" у России. Начальник управления Минатома Николай Шингарев говорит, что еще до конца года Китай может объявить о проведении тендера на строительство третьего и четвертого блоков АЭС "Тяньвань" стоимостью свыше $2 млрд. "Шансы "Атомстройэкспорта" на победу весьма высоки", - убежден чиновник.

Источник: Ведомости