25.09.2003

Слово не "воробей". Первые полосы британских газет впервые украсило непечатное выражение



Наталия БАБАСЯН

Великобритания в шоке. Сразу три ведущие газеты страны - Guardian, Independent и Financial Times - опубликовали на своих полосах матерное слово "fuck". Причем не с отточием, как это принято, а полностью. Впрочем, у редакторов этих изданий есть серьезное оправдание: они лишь цитировали выражения бывшего главы пресс-службы премьер-министра Тони Блэра - Алистера Кэмпбелла.

Слова Кэмпбелла стали известны благодаря проходящему в Великобритании расследованию гибели эксперта по вооружениям доктора Келли. Во время слушаний, которые проводит судья лорд Хаттон, были обнародованы дневниковые записи пресс-секретаря премьера.

В них рассказывается о его войне с Би-би-си и репортером корпорации Эндрю Гиллиганом, обвинившим правительство в искажении иракского досье. Имя доктора Келли как главного источника информации Гиллигана тогда еще не звучало. Но, как написал в своем дневнике Кэмпбелл, должно было прозвучать - чтобы нанести удар Гиллигану и Би-би-си.

Дословно эта фраза выглядит - и процитирована в газетах - так: "Министр обороны Джеф Хун и я решили: если Келли был его источником, обнародовав его имя, мы "поимеем" Гиллигана". Именно в этом предложении и было употреблено слово "fuck". В Guardian и Independent цитата появилась на первых полосах. Financial Times три года назад наделала много шума публикацией слова "fuck" в первополосной статье, посвященной Джорджу Бушу.

На этот раз редакторы так далеко не пошли. Тем не менее выражение Кэмпбелла в ней также появилось "без купюр". Полностью процитировали его и в интернет-версии Би-би-си - BBC Online, правда, предварив предупреждением: "в репортаже содержится ненормативная лексика".

Остальная британская пресса, чьи первые полосы пестрели посвященными цитате заголовками, предпочла не шокировать читателя и воспользовалась, цитируя Кэмпбелла, отточиями - "f***" было напечатано даже в таких таблоидах, как Sun, Star и Mirror. Самой стыдливой оказалась Telegraph: в ней упомянуто лишь "ругательство из четырех букв".

"Это совершенно естественно, - пояснил "Известиям" старший продюсер Би-би-си Борис МАКСИМОВ. - Читатель Telegraph голосует за консерваторов, он довольно пожилой и живет в провинциальных городах. Для него это слово - неприличное, нехорошее, употреблять, а уж тем более печатать его, в понимании такого человека, нельзя. Соответственно редакция очень аккуратно подходит к таким вопросам - собственную аудиторию обижать совершенно незачем. Аудитория газет, которые это напечатали полностью, вряд ли обидится. В большинстве своем их читатели - люди профессиональные и интеллигентные, с университетским образованием, сами это слово употребляют уже давно. В среде этих людей "слово из четырех букв" уже лет 20 считается вполне приличным.

Чаще всего вопрос об использовании ненормативной лексики решается на основе редакционных правил. "Согласно правилам Би-би-си, этого слова лучше избегать, - говорит Борис Максимов. - Но если его употребление, с редакторской точки зрения, необходимо, то оно может и прозвучать. Ведущие, естественно, такого не говорят. Когда интервьюируемый сам сказал такое, чаще всего в эфире вместо этого слова идет "бли-бли-бли". Но если очень надо, если по-другому нельзя, то интервью может выйти без купюр. Я лично запускал в эфир на африканские страны интервью с женщиной, которая сказала в нем "fuck off". Почти сразу пошли жалобы, но кто-то меня даже поздравлял. В общем, это одно из тех слов, которое можно употреблять, но нужно уметь объяснить зачем. Если просто для эпатажа - это нехорошо".

Британские филологи утверждают: в последнее время ругательства вообще стали чаще появляться в СМИ. И объясняют: эти слова стали расхожими и потеряли первоначальное значение. Близкой точки зрения придерживается составитель антологии "Книга непристойностей" Светлана МАРТЫНЧИК, пишущая под псевдонимом Макс ФРАЙ. "Та часть табуированной лексики, которая связана с половыми органами и описывает процесс половых взаимоотношений, безусловно связана с сельским хозяйством, культом богов плодородия, - сказала она "Известиям". - Запрет на ее употребление был связан с верой в то, что при произнесении этих слов их сила истощится. Сейчас общество постепенно начинает сознавать себя городским и отказывается от старых запретов. Я считаю существование табуированной лексики дикарством. По моим наблюдениям, если человек прочтет слово из трех букв, на лбу у него ничего не вырастет. Это, конечно, не жизненно важная вещь - печатать такие слова. Тем не менее я в своих книгах ставить отточия запрещаю".

Источник: Известия