29.09.2003

Бензин пока дорожает. Но скоро рост цен должен прекратиться



Александр Тутушкин

         Сентябрьский 8% -ный рост цен на моторное топливо эксперты объясняют существенным увеличением внутренних цен на нефть и ростом экспорта нефти и нефтепродуктов. Впрочем, дальнейшего дорожания бензина они не предвидят - цены, по их мнению, вот-вот стабилизируются.

        По данным Русского топливного агентства (РТА) , в сентябре оптовые цены на светлые нефтепродукты в стране поднялись в среднем на 8%. В частности, средняя оптовая цена бензина Аи-76 увеличилась на 10% (до 9377 руб. за 1 т) , дизельного топлива - на 7% до (8501 руб. за 1 т) и наиболее распространенного бензина Аи-92 - на 7% (до 11 417 руб. за 1 т). А с начала этого года Аи-76 подорожал в опте на 36% , дизельное топливо - на 35% , Аи-92 - на 31%.

        В московском регионе, где самый конкурентный в России рынок топлива, рост цен был не столь заметен. По данным Московской топливной ассоциации (МТА) , бензин Аи-80 в сентябре подорожал на 5,6% (до 9450 руб. за 1 т) , дизельное топливо - на 8% (до 8700 руб. ) , Аи-92 и Аи-95 - на 5% до 11 500 и 12 500 руб. за 1 т соответственно. Розничные цены росли еще медленнее: дизтопливо стало дороже на 2,3% , Аи-80 - на 1,9% , Аи-92 - 4,3% и Аи-95 - на 4%.

        Нынешний рост цен вполне соответствует сложившейся в последние годы циклической динамике: постепенный рост цен обычно начинается весной, активизируется к осени и достигает своего пика в октябре, а с началом зимы цены резко проваливаются.

        По словам исполнительного директора МТА Григория Сергиенко, в этом году внутренняя цена сырой нефти на свободном рынке резко пошла вверх с августа. Поэтому не имеющие своей ресурсной базы НПЗ (башкирские, московский) , которым приходится закупать сырье на рынке, начали повышать свои отпускные цены. Затем, говорит Сергиенко, их примеру последовали и другие заводы, даже не имея на то экономических оснований. По его мнению, такое ценообразование вряд ли можно считать объективным, поскольку на свободный рынок попадает лишь порядка 3 млн т нефти в месяц, а всего перерабатывается более 16 млн т.

        Среди причин подорожания топлива эксперт называет сезонное повышение деловой активности и инфляцию, которая, по его оценке, опережает рост розничных цен. По мнению Сергиенко, цены на светлые нефтепродукты должны стабилизироваться на нынешнем уровне, а в ноябре начнут снижаться. А вот эксперты РТА прогнозируют стабилизацию цен лишь ко второй декаде октября, а затем - плавное снижение.

        Аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров согласен, что на цену бензина повлиял сезонный рост спроса, но отмечает и такой фактор, как существенный рост экспорта топлива. "За семь месяцев этого года экспорт нефтепродуктов вырос на 6,3 млн т, а переработка нефти - на 3,9 млн. Это означает, что с внутреннего рынка сняли почти 2,5 млн т топлива. Как же ценам не расти? " - вопрошает эксперт. Увеличение экспорта объясняется его супервыгодностью: за семь месяцев объем вывоза нефтепродуктов увеличился на 13% , а выручка от него - на 51% (до $9,8 млрд). По мнению Нестерова, в ближайшее время рост цен на нефтепродукты остановится из-за сезонного снижения спроса и повышения с октября экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.

        С увеличением экспорта связывает подорожание топлива и представитель "ЛУКОЙЛа" Геннадий Красовский. "Транснефть" в этом году увеличила экспортные мощности на 17 млн т. Это не могло не сказаться на внутренней цене нефти, а следовательно - и нефтепродуктов", - говорит он. Однако он не предвидит дальнейшего серьезного подорожания топлива на внутреннем рынке.

Источник: Ведомости