29.09.2003

Битва за лидерство. На рынке внедорожников иностранных марок



Кирилл Горский

таблицы и графики к статье:

         Производство автомобиля в нашей стране или по крайней мере в одной из стран СНГ является залогом успеха на российском рынке - это правило неукоснительно действует с середины 90-х. Но действует оно только для легковых машин, а вот автомобили off-road не признают ни дорог, ни правил. В идущей с переменным успехом борьбе между выпускающимся в Калининграде Kia Sportage и японским Toyota Land Cruiser перевес в последнее время складывается в пользу "японца".

        Daewoo, Ford, Hyundai, Kia, Renault - эти марки роднит не только то, что они занимают пять из семи призовых мест по продажам в нашей стране, но и то, что их наиболее востребованные россиянами автомобили собираются предприятиями, расположенными в странах бывшего СССР. Узбекская Daewoo Nexia, несмотря на древность конструкции, уже много лет бессменно занимает первую позицию на рынке легковушек иностранных марок, хотя конкуренты подбираются к ней все ближе и ближе.

        С внедорожниками ситуация иная. Off-road иностранной марки в СНГ собирается только один - Kia Sportage, и, казалось бы, судьбой ему предназначено быть безусловным лидером. Однако рынок внедорожников специфичен, и пальму первенства по абсолютному объему продаж у недорогого (от $15 700) "паркетника" Sportage вполне успешно оспаривает находящийся в принципиально иной ценовой нише (от $40 000) полноразмерный внедорожник Toyota Land Cruiser 100. Обе машины не новички на рынке, однако в прошлом году Land Cruiser прошел серьезный рестайлинг.

        По итогам позапрошлого года Land Cruiser (LC) обошел "калининградца" - было продано 1263 LC против 1108 Sportage. За следующие шесть месяцев Kia вырвался вперед - в первом полугодии 2002 г. в России по официальным каналам было продано 562 Sportage, а LC - только 394. К Новому году японец снова обогнал Kia с результатом 1635 машин против 1467 и пока сохраняет преимущество - за первые шесть месяцев нынешнего года продано 1417 Toyota Land Cruiser 100 и 1168 Kia Sportage.

        Кстати, существует вероятность, что Land Cruiser 100 станет когда-нибудь автомобилем российского производства. Toyota относится к числу компаний, которые, по признанию ее официальных представителей, уже несколько лет изучают возможность организации сборки своих автомобилей в России. Весной этого года японская газета Nihon Keizai со ссылкой на анонимного представителя Toyota сообщила, что в качестве модели для сборки в России рассматривается именно LC. Однако официально ни штаб-квартира Toyota, ни ее российские представители конкретные производственные планы, связанные с нашей страной, не комментируют.

        Для Nissan нынешний год в России не лучший. Эта японская компания производит машины для европейского рынка в Европе и вместе с производителями из Старого Света сильно пострадала в этом году из-за высокого курса евро - продажи автомобилей этой марки выросли всего на 7%. Вышедший в конце 2001 г. на рынок "паркетный внедорожник" X-Trail на этом фоне показал неплохие результаты: продажи в первом полугодии выросли на 45% по отношению к аналогичному периоду минувшего года (продано 726 автомобилей).

        Несмотря на то что японские Honda и Suzuki на большинстве рынков считаются в основном производителями легковых автомобилей, в России большая часть продаваемых автомобилей этих марок относится к паркетным внедорожникам. Suzuki разделила успех японских автомобилестроителей в России, достигнув в первом полугодии суммарного объема продаж в 1957 автомобилей против 866 в первом полугодии минувшего года и продемонстрировав, таким образом, рост продаж на 125%. На первом месте среди моделей компании оказался "паркетник" Grand Vitara - продано 942 машины против 416 в первом полугодии минувшего года и немногим меньше, чем за весь 2002 г. (1045 автомобилей). "Старший брат" самого массового внедорожника, Suzuki, - Grand Vitara XL7 и вовсе за полгода превысил суммарный прошлогодний объем продаж: своих покупателей нашли 272 XL7 против 252 в минувшем году и 112 в первом полугодии 2002 г. (рост за сопоставимый период составил, таким образом, 142% ).

        Honda в последнее время - одна из самых быстро растущих марок в России: за первое полугодие покупателей нашли 1342 автомобиля против 507 за аналогичный период предыдущего года. При этом 82% продаж приходится на внедорожники - HR-V продали 806 штук (больше, чем за весь прошлый год) , а CR-V - 296.

        Непримиримые конкуренты, BMW и DaimlerChrysler, в этом году испытали в России спад продаж. За первое полугодие продано 1572 автомобиля с синим пропеллером на капоте против 1791 за аналогичный период минувшего года (падение продаж на 12% ). Единственный пока в гамме баварской компании внедорожник не стал исключением: за первые шесть месяцев наши соотечественники приобрели у официальных дилеров 258 BMW X5 против 350 за первое полугодие 2002 г. На августовском московском автосалоне представители баварской компании обещали, что будущий год станет годом "модельного наступления" на Россию, имея в виду выход на рынок не только купе 6-й серии и компактной легковушки не выпускавшейся до сих пор BMW 1-й серии, но и небольшого внедорожника BMW X3, продемонстрированного две недели назад во Франкфурте. У марки Mercedes продажи упали на 19% - покупателей нашла 1361 машина против 1701 за первые шесть месяцев 2002 г. При этом спрос на внедорожник Mercedes ML снизился больше чем на 42% - продано 139 автомобилей против 240 в первом полугодии минувшего года. Дорогих "гелендвагенов" (Mercedes G) продано всего 94 штуки.

        Зато еще один конкурент BMW и Mercedes - впервые продемонстрированный россиянам в феврале внедорожник Touareg от Volkswagen демонстрирует отличные результаты. По данным компании-производителя, за первое полугодие покупателей нашли 286 автомобилей этой модели. Очевидно, что интерес покупателей в немалой степени объясняется новизной автомобиля, и пока трудно судить, легко ли будет Touareg сохранить завоеванные сразу после начала продаж позиции.

        Land Rover в первом полугодии увеличил продажи по официальным каналам в России на 82% , реализовав ровно 600 автомобилей против 330 за аналогичный период прошлого года. Абсолютных лидеров среди моделей английского внедорожника не оказалось - Land Rover Discovery и роскошный Range Rover нашли одинаковое количество покупателей - по 205 каждый. Продажи этих моделей выросли по сравнению с первым полугодием 2002 г. более чем вдвое, а вот не так давно появившийся в модельной гамме британской компании "паркетник" Freelander серьезно отстает: покупателей нашли лишь 138 машин. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года (тогда было продано 124 Freelander) рост совсем незначительный.

Источник: Ведомости