02.10.2003

"Современный российский бизнес не может существовать вне благотворительности"



"Современный российский бизнес не может существовать вне благотворительности", - считают участники семинара "Спонсорство и благотворительность как инструмент развития бизнеса", прошедшего в Екатеринбурге. В семинаре приняли участие более 80 руководителей предприятий, специалистов по корпоративным отношениям, руководителей некоммерческих организаций. Организатором мероприятия выступило Уральское отделение Российской ассоциации по связям с общественностью.
Тема социальной ответственности бизнеса, коммуникаций между бизнесом и обществом в последние годы вызывает активный интерес, как со стороны коммерческих компаний, так и со стороны органов государственного управления и общественных организаций. Тема эта неразрывно связана с задачами построения в России институтов гражданского общества. Именно поэтому проведенный семинар вызвал большой общественный резонанс и привлек к себе внимание руководителей предприятий различных секторов уральской экономики, деятелей культуры, СМИ и общественности.
На семинаре с докладами выступили ведущие эксперты-практики в сфере социальной ответственности бизнеса и спонсоринга.

Открывая семинар, президент Уральского отделения РАСО Алексей Глазырин отметил, что развитие благотворительности остается одним из факторов дальнейшего развития российской экономики. Спонсорские программы бизнеса - это вклад в развитие нации и государства, в развитие гражданского общества в России. По сути дела, таким образом бизнес формирует среду своего "обитания" - заботится о людях, с которыми он работает, об образовании молодежи, которая завтра придет на смену, поддерживает своих матерей и отцов. С другой стороны, спонсорство и благотворительность остаются мощными инструментами создания имиджа коммерческой организации, обеспечивает лояльность крупных государственных чиновников.

Продолжая тему заботы о людях, советник первого заместителя полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Нина Хридина посвятила свое выступление теме инвестиций в человеческий капитал. "Вложения в человеческий капитал являются наиболее рентабельным направлением инвестиций и способны дать большой экономический эффект в дальнейшем. Однако в России ситуация такова, что все социальные проекты бизнеса не достигают нужного эффекта, наталкиваясь на пассивность политическую и общественную", - отметила в своем докладе Н. Хридина. Также она выступила с предложением организовать регулярный круглый стол по вопросам социальной ответственности с участием всех заинтересованных лиц, представителей бизнеса, органов власти, руководителей отделов по связям с общественностью и средств массовой информации. Данная инициатива была активно поддержана всеми присутствующими.

Ряд докладов был посвящен практическому опыту в области социальной ответственности бизнеса, спонсорства и благотворительности.
Менеджер по корпоративному гражданству компании "Бритиш Американ Тобакко Россия" (Москва) Наталья Малашенко рассказала присутствующим об опыте компании в сфере социальной ответственности. Корпоративное гражданство в компании рационально, работает на бизнес-цели, прозрачно для общества и строится на основе учета интересов заинтересованных сторон и на долгосрочной основе. Также Н.Малашенко рассмотрела экономический эффект спонсорских и благотворительных программ, как части корпоративной социальной ответственности компании.

Консультант-аналитик Международного консультационного центра Анна Полякова рассказала присутствующим как обстоят дела с социально-ответственным бизнесом в Екатеринбурге, каковы преимущества и перспективы его развития. А.Полякова презентовала присутствующим результаты проведенного центром анализа приоритетных направлений социальных программ бизнеса, основных тенденций социально-ответственного бизнеса на Урале. В основном руководители предприятий приоритетом социального инвестирования считают проблемы, связанные с предприятием и его работниками.

Доклад руководителя отдела спонсоринга агентства "Optimacom" (Москва) Владимира Антонова был посвящен обзору основных тенденций в индустрии спонсорства, особенностей российского законодательства в области спонсорства и благотворительности.

Помимо экспертных оценок и конкретных примеров спонсорских и благотворительных программ, всем участники семинара ознакомились с позицией второй стороны социальных проектов. В частности, об этом говорил директор Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета Вадим Вяткин. Он уверен, что без помощи бизнеса в сегодняшних условиях объектам социальной инфраструктуры не выжить. Директор Свердловской Государственной филармонии Александр Колотурский большую часть своего выступления посвятил сравнительному анализу ситуации по поддержке бизнесом культуры на Западе и в России. По его словам требуется не один год для поиска спонсоров и налаживания с ними регулярной совместной деятельности, и сегодня ситуация со спонсорскими проектами напоминает ситуацию в Америке семилетней давности. Для налаживания схемы взаимодействия со спонсорами, необходимо вести регулярную и планомерную работу, которая включает в себя не только ведение переговоров, но отчет об использовании средств. Только в этом случае, по его словам, это направление будет развиваться.

Сторону блготворителей на семинаре также представлял президент Уральского финансового холдинга, руководитель фонда "Добро людям" Олег Гусев. В его докладе прозвучала точка зрения руководителя компании на социальные инвестиции, цели, которых придерживается управляющий компании в осуществлении планомерной и долгосрочной политики благотворительности.

Ведущий эксперт сектора "Социальное партнерство" Фонда "Институт экономики города" (Москва) Светлана Ивченко представила присутствующим расширенный доклад, посвященный методике оценки корпоративных социальных и благотворительных программ. По ее словам, оценить социальный и бизнес-эффект от реализации проектов достаточно сложно, это требует тщательного изучения целей и прогнозируемого результата, форм и моделей социального инвестирования. Также С. Ивченко рассказала о рекомендуемых стандартах финансирования социальных проектов.

В поддержку уральских благотворителей, Уральское отделение РАСО учредило почетное звание "Лучший управляющий Екатеринбурга в сфере социально-ответственного бизнеса". Награда этого года за многолетние инвестиции в общественно-значимые для Екатеринбурга и екатеринбуржцев проекты была вручена Олегу Гусеву.

На состоявшемся в заключение круглом столе "Региональные особенности формирования репутации бизнеса на Урале" участники семинара обменялись собственным опытом в области корпоративного управления и социальной ответственности бизнеса. В частности, об ответственности некоммерческих организаций, необходимости предоставления развернутых проектов и отчетов по ним говорил руководитель пресс-службы торговой компании "Россток" Иван Блинов. С конкретными примерами благотворительных акций и их эффекте рассказала специалист по связям с общественностью компании "Лукойл-Екатеринбургнефтепродукт" Светлана Рычкова.
Общее мнение участников дискуссии выразила референт Президента Российской Федерации В.Путина Лариса Мишустина: "Современный российский бизнес не может существовать вне благотворительности. Задача государства при этом - пропагандировать социальную ответственность, создавать условия для осуществления благотворительной деятельности бизнеса".