03.10.2003

"Семерка" уходит из села. Компания решила отказаться от агробизнеса



Сергей Канунников

         Вчера "Седьмой континент" объявил о продаже инвесткомпании "Атон" своего пакета в ОАО "Щапово-Агротехно", выпускающем молочные продукты. "Семерка" была первой сетью, купившей пищевое производство, но, по мнению экспертов, выбрала не самую удачную нишу.

        ОАО "Щапово-Агротехно" занимает 4000 га в Подольском районе Подмосковья. "Седьмой континент" получил 83% акций АО в 2000 г. , выкупив кредиторскую задолженность у Внешэкономбанка. В 2001 г. компания продала 33% акций гендиректору предприятия Евгении Петровой. По данным источника "Ведомостей" в "Щапово", месячный объем производства АО составляет около 9 - 10 т сыра моцарелла и около 20 т пастеризованного молока.

        "Решение о выходе из агробизнеса продиктовано стремлением "Седьмого континента" сосредоточить все внимание на развитии розничной торговли, - сказала вчера пресс-секретарь "Седьмого континента" Ирина Телицына. - Для нас этот проект был профильно-инвестиционным". Сумму сделки Телицына назвать отказалась. Пресс-служба "Атона" отказалась от комментариев. Также не удалось получить комментариев от Евгении Петровой. По оценке гендиректора ЗАО "Вашъ финансовый попечитель" Василия Бойко, стоимость сделки может составлять более $10 млн.

        За два года "Седьмой континент" успела наладить неплохую дистрибьюцию молочных продуктов из "Щапово". Например, кроме собственных магазинов сыр поставлялся в сети Spar, рестораны "Тезоро", "Бульвар", "Патио Пицца" и др. Тем не менее до сих пор сеть оставалась единственным ритейлором с собственным производством продуктов. Конкуренты не спешат перенимать ее опыт. Вице-президент холдинга "Марта" Борис Васильев говорит, что обзаводиться собственным производством, имея гарантированный сбыт, - логичный шаг, но ритейлоры не хотят слишком диверсифицировать бизнес. А гендиректор "Копейки" Сергей Ломакин считает, что торговцы не должны заниматься производством. "Заказы на молоко под нашим private lable (200 т в месяц) мы размещаем на предприятиях в Подмосковье. Мы можем поменять поставщика, если он перестанет устраивать. Собственное же производство требует слишком больших финансовых и кадровых ресурсов", - говорит Ломакин.

        По словам гендиректора оптовой компании "ПИР" Андрея Козлова, "Щапово-Агротехно" - один из двух производителей моцареллы в Подмосковье (другое предприятие - "Феномен ХХ" - также находится в Подольском районе, его производительность - около 40 т в месяц). По мнению Козлова, "Седьмой континент" мог разочароваться в бизнесе. По словам представителя "Щапово", около 70% сыра на предприятии фасовалось в небольшие упаковки для магазинов. По оценке Козлова, моцарелла для розницы - очень узкий рынок. До 75% всего рынка моцареллы в Москве занимает моцарелла в промышленной упаковке, которую закупают рестораны. А в этом сегменте позиции "Щапово" слабы.

        Покупатели "Щапово" отказались говорить о будущем предприятия и о своих планах по его развитию. "Возможно, "Атон" купил агрофирму просто как актив", - предположил Бойко. По его словам, отдавать землю "Щапово" под другие цели, например под строительство коттеджей, не имеет смысла. "Сельское хозяйство, ориентированное на нужды мегаполиса, может быть прибыльным", - полагает он.

        По словам Телицыной из "Седьмого континента", сеть не будет отказываться от торговли продуктами из "Щапово" и после продажи агрофирмы.

Источник: Ведомости