07.10.2003

Кто виноват в новых авариях в столичной подземке? В мэрии Москвы ищут стрелочника



Геннадий АНИСИМОВ

В понедельник на Таганско-Краснопресненской ветке московского метро произошла авария, на несколько часов парализовавшая движение поездов. Двумя днями раньше на Горьковско-Замоскворецкой ветке случилось еще одно происшествие, которое лишь чудом не стало самым опасным за всю историю подземки. Впрочем, в последнее время нештатные ситуации под землей стали чуть ли не нормой. Специалисты считают, что проблемы метрополитена Москвы носят системный характер: изношенность всех механизмов, недостаточное финансирование и отсутствие независимого контроля. А раз так, то от новых аварий никто не застрахован.

В понедельник всю первую половину дня поезда Таганско-Краснопресненской линии столичного метро ходили с огромными интервалами. 90 городских автобусов с 7.00 до 8.30 утра дублировали подземные электрички, двигавшиеся по тоннелям со скоростью пешехода. Сбой движения произошел рано утром, когда на перегоне "Таганская"-"Пролетарская" был обнаружен поврежденный рельс. Как сообщили "Известиям" в пресс-службе метрополитена, в 6.39 утра машинист двигавшегося из центра поезда сообщил диспетчеру о постоянно горящем в тоннеле красном светофоре. Вызванная ремонтная бригада обнаружила здесь лопнувший пополам рельс. Запрещающий свет включила сработавшая сигнализация. И слаба богу, иначе бы поезд просто сошел с рельс. Поломанный рельс стянули специальной струбциной, после чего запустили поезда с пониженной - до 30 км в час - скоростью. Полностью устранить неисправность и определить причину разрыва рельса смогут только ночью, когда закончится движение. Проведенное накануне аварии ночное обследование ничего не показало. Что в общем-то странно, дефектоскопы, как правило, обнаруживают даже небольшие трещины. В метро предположили, что причина инцидента - "заводской брак".

Еще одна авария - по мнению метрополитеновцев, куда более серьезная - произошла в ночь на субботу на Горьковско-Замоскворецкой ветке. В 0.15 подъезжавший из центра к станции "Коломенской" поезд зацепил токоприемником и задрал 200 метров контактного рельса (по нему к составу подводится напряжение, по толщине он аналогичен обычному). Перегон был обесточен в обе стороны, пассажиров выводили из тоннеля пешком. Изуродованный контактный рельс перебил кабели в тоннеле, к счастью, пассажиры не пострадали. В понедельник начальник метрополитена Дмитрий Гаев сказал "Известиям", что в его ведомстве предстоит серьезное разбирательство по этому инциденту.

А источник "Известий" в техслужбах подземки сообщил, что подобные случаи в метро уже были, например, на Филевской ветке в 2001 году - скорее всего рельс "просел". При этом последствия действительно могли быть катастрофическими - голливудские боевики-катастрофы могут дать представление о том, что может натворить с пассажирским составом на скорости 60 км, да еще в час пик, торчащий поперек тоннеля массивный кусок железа.

В понедельник утром первый заместитель мэра Петр Аксенов попытался по горячим следам разобраться с ситуацией в подземке. Как рассказал "Известиям" источник в мэрии, во время утреннего селекторного совещания Петр Аксенов решил узнать подробности аварий, но вместо голоса руководителя метро Дмитрия Гаева услышал в динамике его секретаря. Аксенов вскипел, заявив, что необходимо провести наконец глубокий "анализ причин аварий", случающихся в метро все чаще и чаще. Для начала он предложил провести заседание коллегии Московского метрополитена по вопросам "эксплуатационных качеств" столичной подземки. В понедельник пресс-секретарь Аксенова Алла Карпова не смогла уточнить, как скоро может быть назначена коллегия, при этом заметила, что "неприятности под землей" в последнее время воспринимаются в их ведомстве "очень болезненно". Что немудрено - метро перевозит половину пассажиров Белокаменной.

Впрочем, Дмитрий Гаев не смог ответить заместителю мэра по уважительной причине - по сведениям "Известий", он сейчас находится в больнице, где решается вопрос об операции. Но он также согласен с тем, что в причинах аварий надо разбираться.

- На самом деле состояние московского метро очень тяжелое, - считает профессор Московского института инженеров транспорта Александр Григорович. - Метрополитену почти 70 лет, энергоснабжение, подвижной состав и пути достаточно изношенны. Эскалаторы заменяются, но сроки их ремонта все равно пропущены. Хотя, если сравнивать с Лондонским андеграундом, которому под сотню лет, может, все не так плохо. Нашей подземке, как говорят ее руководители, постоянно не хватает денег на реконструкцию. Но, может, они не так их расходуют. Могли бы, например, не тратиться на дурные системы типа наземного Бутовского метро. Главная проблема - все подробности об узких местах знают только в самом метро, но там ничего не скажут, такая у них замкнутая система. Сами проектируют, сами строят, сами же эксплуатируют.

Представитель столичной подземки Елена Крылова подтвердила, что денег метро не хватает всегда, но парировала, что первая статья их расходов - на безопасность.

В Госстрое России не стали комментировать проблемы безопасности столичной подземки, косвенно подтвердив отсутствие внешнего контроля за ее жизнедеятельностью.

- Мы контролируем только безопасность метрополитенов на стадии строительства, - сказал "Известиям" начальник Управления горного надзора и военизированных горно-спасательных работ Госстроя Анатолий Александров. - Еще между нами есть договор об оказании помощи в случае чрезвычайных ситуаций. Все остальное должны контролировать они сами.

Источник: Известия