07.10.2003

Джозеф Наполитан: "Главное - наличие живого кандидата"



Александр БРАТЕРСКИЙ

Джозеф НАПОЛИТАН начал свою профессиональную карьеру в 1956 году. Работал в выборных кампаниях Джона Кеннеди, Губерта Хэмфри, Валери Жискар д'Эстена и приводил к победе президентов Венесуэлы, Коста-Рики, Филиппин и других стран. В конце прошлой недели основатель Международной и Европейской ассоциаций политических консультантов находился в России. Как говорит он сам, консультировал "известных российских кандидатов-одномандатников" на выборах в Госдуму. Кто именно из российских кандидатов решил воспользоваться его услугами, НАПОЛИТАН говорить отказался, но на несколько других вопросов корреспондента "Известий" Александра БРАТЕРСКОГО ответил.

- Ваша книга "Электоральная игра", выпущенная в прошлом году в России, пользовалась большим успехом, хотя написана была в 1973 году. С тех пор ничего не поменялось в области политического консалтинга?

- Технологии изменились, но правила - нет. В футбол играют на протяжении двухсот лет, и он по-прежнему остается таким, каким был раньше. Теперь у нас есть новые технологии, есть электронная почта, можно проводить интернет-конференции с участием тысяч людей одновременно. Хотя у нас в свое время были отличные компании без всех этих новшеств. Иногда специалисты так зациклены на технологиях, что они забывают о стратегии и о том, какой посыл должен нести их кандидат. Технология сама по себе не помогает выиграть предвыборную кампанию, ее правильное использование дает возможность донести содержание программы кандидата до избирателя.

- Сегодня многие российские политтехнологи говорят о том, что эти выборы будут не менее "грязными", чем прежние. В США тоже сталкиваются с проблемой "грязи"?

- Не могу сказать про Россию. Я не очень слежу за выборами здесь. Но если судить по американским газетам, я не вижу особенной "грязи" на ваших выборах. Не думаю, что и в США выборные кампании стали "грязнее". Скорее чище, потому что "грязные" трюки в основном делаются в темноте. Используя современные средства коммуникации, можно всегда обнаружить: кто, что и где делает.

- В России распространено использование кандидатов-двойников известных участников выборов. Вам знакома такая практика или это отечественное ноу-хау?

- Я такими вещами никогда не занимался. Но я видел нечто подобное в Америке, в штате Массачусетс, когда человек по имени Джон Кеннеди (его так с рождения звали) выдвигался в федеральное казначейство в то время, когда Джон Фицджеральд Кеннеди был президентом США. Потом против него выдвигались обвинения в том, что если бы его звали по-другому, то никуда бы не выбрали. Несчастного даже подвергли тесту на умственные способности, но он оказался вполне здравым парнем. Если у человека такое же имя, как у президента, почему он не должен участвовать в предвыборной гонке? Если появится кандидат по имени Авраам Линкольн, я не думаю, что по этой причине его нельзя допускать к участию в выборах.

- Некоторые политические силы обвиняют СМИ в том, что они показывают встречи президента страны с участниками выборов, его визиты на съезд партии, которой он симпатизирует...

- Если президент, вице-президент или сенатор США желает удачи "своим" кандидатам - это в порядке вещей и не считается нарушением закона.

- Кстати, об известных именах в политике. Сейчас Арнольд Шварценеггер баллотируется в губернаторы Калифорнии. В США с их массовой поп-культурой знаменитости проще победить?

- В американском конгрессе более 400 человек и из них две-три знаменитости. Что касается кандидата Шварценеггера, у него есть имя, и из сотни других кандидатов у него больше всех шансов, но если он будет участвовать в кампании один на один с Крусом Бустаманте (вице-губернатор Калифорнии, кандидат от Демократической партии США. - "Известия"), то победит последний.

- Насколько для вас важно громкое имя кандидата, с которым вы работаете?

- Я никогда не слышал о кандидате, которого никто не знал, и при этом ему удалось избраться на высокий пост в США. Но когда я начал работать с Говардом Дином (экс-губернатор Вермонта, один из кандидатов-демократов на президентских выборах. -"Известия") , о нем вообще никто не слышал, а сейчас он один из основных кандидатов на пост президента США от демократов. Если у человека нет громкого имени, его надо получить, потому что люди не будут голосовать за неизвестного.

- Вы когда-то написали работу "100 вещей, которым я научился как политконсультант". Есть ли пять "вещей", которым должны научиться ваши российские коллеги?

- Это то же самое, что спрашивать у доктора, какие бы пять препаратов он посоветовал принимать. Здесь нет универсальных советов. Самое главное - кандидат должен быть живым.

- Как правило, в выборах участвуют состоятельные кандидаты, что и привлекает к ним консультантов. Вы работали с кем-нибудь не из-за денег, а просто из интереса, личной симпатии?

- Говарду Дину я помогаю бесплатно. Когда я начал с ним работать, у него не было денег, сейчас он привлек больше пожертвований, чем любой другой кандидат.

- Какие сейчас расценки в вашем бизнесе?

- С кандидата в конгресс консультант берет от $30 до 50 тысяч в месяц, что же касается консалтинговых услуг по выдвижению губернатора или сенатора, они обойдутся примерно в $10 тысяч в месяц.

Источник: Известия