09.10.2003

Focus обогнал Nexia. Аналитики считают, что навсегда


Елена Виноградова

         На российском рынке иномарок сменился лидер. Узбекская Daewoo Nexia, занимавшая первую позицию с середины 90-х, уступила первенство автомобилю Ford Focus, который американская корпорация собирает в России. Focus обогнал Nexia всего на несколько десятков машин, однако эксперты уверены, что Ford закрепит свое лидерство.

        По итогам девяти месяцев 2003 г. Ford Motor Co реализовала в России 9412 автомобилей Ford Focus. Daewoo Nexia узбекской сборки было продано 9378 штук. Обе машины относятся к классу С, цена Nexia начинается с $7900, Focus - с 9900 евро (примерно $11 600). Focus собирается на заводе "Форд Мотор Компани" в г. Всеволожске, открытом в 2002 г. Nexia - на заводе Uz-Daewoo (Узбекистан, г. Асака).

        Ford Focus стал лидером по продажам среди иномарок c разницей всего в 34 автомобиля. В компании "Квин Груп", импортере Uz-Daewoo в России, утверждают, что этот результат не свидетельствует о снижении популярности Nexia, многолетнего лидера продаж, у российских автолюбителей. Александр Гнездюк, старший менеджер по продажам компании "Квин Груп", говорит, что продажами в компании довольны - реализовано больше автомобилей, чем было запланировано. Статистика Ford вообще кажется Гнездюку "немного странной": получается, что за III квартал Ford продал почти столько же автомобилей Focus, сколько за все первое полугодие. "Но если все посчитано правильно, то результату Focus можно только радоваться - это значит, что в России появился класс, который может в большом количестве покупать машины дороже $10 000". "Квин Груп", по словам Гнездюка, не собирается соревноваться с дилерами Ford. "Мы работаем в разных ценовых категориях", - поясняет он.

        Оксана Хартонюк, пресс-секретарь российского представительства Ford Motor Co. , объясняет резкий всплеск продаж в III квартале увеличением производства автомобилей Focus в связи с введением второй смены на заводе во Всеволожске. "Спрос на машины до сих пор больше, чем предложение, и, к сожалению, даже сейчас покупатели ждут машины по три-четыре месяца", - говорит Хартонюк. По ее словам, дилеры сейчас принимают заказы на поставки Focus в феврале. Она отмечает, что еще одним преимуществом Focus стала кредитная схема, по которой эту модель можно приобрести под 4,9% годовых при первоначальном взносе в размере половины стоимости машины. По словам Хартонюк, с начала акции число Focus, продаваемых в кредит, увеличилось на 10%. Сейчас в рассрочку продается около трети машин этой модели.

        Аналитик "НИКойла" Вячеслав Смольянинов не считает результат Focus разовым успехом. По его мнению, автомобиль в будущем, скорее всего, закрепит свое лидерство. "Позиция, которую избрал Ford, продавая со своим автомобилем комплекс услуг - сервис, кредитование, лизинг, - получает в глазах покупателя большую ценность, чем предложения Daewoo", - считает эксперт. С ним согласна и Елена Сахнова из ОФГ. "Ford будет укреплять свои позиции, - считает она, - по качеству Nexia выигрывала у отечественных автомобилей, но теперь уступает иномаркам российской сборки. А в сегменте от $6000 покупатели сейчас больше смотрят на качество, чем на цену". Возможно, в следующем году Nexia подвинут и другие автомобили. Один из претендентов на вторую позицию - автомобили класса С от Mitsubishi. По итогам девяти месяцев Mitsubishi Carisma занимает третью позицию по продажам (6648 машин) и в следующем году надеется увеличить свою долю рынка, рассказал Сергей Кириллов, PR-менеджер "Рольф-холдинга", представителя Mitsubishi в России. В этом году "Рольф-холдинг" собирается продать не менее 14 000 автомобилей, из которых примерно половина - Сarisma и приходящий ей на смену Lancer. "Nexia выигрывала потому, что, относясь по размеру к классу С, по цене попадала в более низкую категорию. Но сейчас, с ростом доходов населения, снижением ставок по кредитам и других факторов, растут продажи более дорогих автомобилей", - говорит Кириллов.

        По словам Гнездюка, в 2004 г. Uz-Daewoo увеличит производство Nexia, но, скорее всего, рост будет незначительным, оговаривается он. По словам Хартонюк, к концу 2003 г. завод Ford во Всеволожске планирует выйти на мощность в 25 000 автомобилей в год, однако "точный объем производства будет продиктован ситуацией на рынке". По словам Кириллова, ожидается, что продажи Mitsubishi в 2004 г. вырастут не менее чем на 70%.

        Перспективы обновления модельного ряда Uz-Daewoo пока не ясны. Точных сроков начала активных продаж в России современной модели Daewoo Lacetti пока нет. Гнездюк говорит, что Uz-Daewoo собрал всего 312 Lacetti и все они были реализованы в Узбекистане. Сейчас завод думает над локализацией этой модели. Если это произойдет, то цена автомобиля снизится до $13 000 - 16 000 и тогда можно будет говорить о ее конкурентоспособности на российском рынке. Впрочем, во Всеволожске новые модели если и появятся, то тоже не скоро. Сейчас приоритет в производстве отдан автомобилю Ford Focus, и к обсуждению вопроса о производстве во Всеволожске второй модели руководство компании вернется только в I квартале 2004 г. , говорит Хартонюк.

Источник: Ведомости