09.10.2003

SMS-реклама заставит нас выбросить мобильники



Николай Тарасов

Скорее всего, вы знаете, что такое спам. Только не говорите, что никогда не получали писем по электронной почте с предложениями купить пять тонн металлопроката, выучить английский или посмотреть на роскошные формы обнаженных девушек.

Спам заставляет вас терять драгоценное время, отвлекаться от важных дел. В конце концов, он просто забивает почтовый ящик, размер которого чаще всего ограничен.

Теперь представьте себе, что неугомонные рекламодатели начнут рассылать свои объявления не только по электронной почте и ICQ, но и по мобильным телефонам - посредством SMS-сообщений.
Впрочем, почему начнут? Они уже начали! Пока, к счастью, такие маркетинговые методы еще не очень популярны, но все впереди. Смело можете начинать паниковать: например, на один мой e-mail, которым я пользуюсь уже полтора года, в день приходят как минимум 20 абсолютно ненужных рекламных писем. А если то же самое станет актуально в отношении мобильных телефонов?

Пришла реклама - извольте бросить все дела, достать телефон и посмотреть, почему он вдруг запищал. Отвлечетесь один раз, два, пять, десять… Плохое настроение и даже озверение - гарантированы. А стоит представить, что ситуация будет повторяться ежедневно... Существа нервные начнут выбрасывать телефоны.

Кстати, некоторые зарубежные операторы сотовой связи берут плату и за входящие SMS. Таким образом, иногда реклама может ударить не только по нервам, но и по кошельку. Учтите еще, что существует масса сайтов, позволяющих отправить SMS - мало того, что бесплатно, но еще и анонимно. В том числе и сайты самих сотовых операторов. На сегодняшний день российских пользователей описываемая проблема практически не затронула. Но причин думать, что ситуация и дальше не изменится, у нас нет.

Поэтому заглянем в будущее и поговорим о методах борьбы, в том числе и о мерах, уже применяемых зарубежными мобильными операторами.

Крупнейший европейский оператор Vodafone недавно открыл специальную службу борьбы со спамом. Схема такая: получивший ненужную рекламу пользователь может бесплатно переслать сообщение на специальный номер и тем самым сохранить его в базе данных оператора. Информация о спаммерах будет затем обобщена, и компания примет соответствующие меры. Другие операторы зачастую также пытаются бороться. Например, австралийская Telstra предлагает всем своим абонентам в случае получения спама сразу же сообщать о нем в службу технической поддержки.

Наиболее популярные у зарубежных спаммеров темы - это розыгрыши призов ("Выиграйте автомобиль, заказав у нас календарик") и реклама различных веб-ресурсов ("Найдите в нашем чате новых друзей"). В последнее время некоторые фирмы, предоставляющие услуги сотовой связи, позволяют заблокировать получение сообщений с определенных пользователем номеров.

То есть если реклама будет идти с другого телефона, а не из Интернета, первое же сообщение станет для рекламодателя последним. Сложно сказать, насколько такая мера действенна - поменять SIM-карту и получить в свое распоряжение новый номер очень даже несложно. Пока от потока спама наши телефоны спасает то, что стоимость "рекламного контакта" достаточно велика. Российские 6-7 центов за SMS-ку - это еще весьма мало. У британского отделения Vodafone та же услуга стоит 12 пенсов (около 20 центов).

Австралийские операторы мобильной связи, согласно закону, могут отправлять свои рекламные сообщения лишь тем пользователям, которые заранее не отказались от подобной (так и хочется добавить, "медвежьей") услуги. При этом те пользователи, которые все-таки согласны получать эти SMS, должны иметь возможность в любой момент отписаться.

Операторы получают от такого положения вещей определенные выгоды. Их рекламные службы принимают массу заказов от рекламодателей, которые желают рекламировать свои товары через SMS. Какой-никакой, а все-таки доход. И пользователи не паникуют: если реклама надоест, от нее всегда можно избавиться. Заказчики рекламы тоже довольны, зная, что их сообщения не вызывают у потенциальных потребителей негативной реакции.

Некоторые энтузиасты открывают в Сети сайты, посвященные борьбе с SMS-рекламой. Например sms-spam.com собирает сообщения пользователей, получавших спам на свои телефоны. Как говорят создатели сайта, мобильным операторам нельзя доверять борьбу со спаммерами - ведь они получают за каждое прошедшее по своей сети сообщение определенную сумму. Непонятно, правда, что происходит с отчетами, пришедшими на сайт, и происходит ли что-нибудь вообще. В любом случае, подобная инициатива означает, что проблема актуальна.
Пока у нас в России самыми активными SMS-спаммерами являются сами мобильные операторы.

Достаточно часто приходят сообщения о новых тарифах, услугах или возможностях. Кому-то, может быть, такая информация полезна, не спорю. Однако многим хотелось бы от нее отказаться. Среди них, например, пожилые люди, которые, по сути, с телефоном обращаться не умеют. И пришедшее сообщение вызывает у них едва ли не панику ("Кто-то позвонил, а кто - не знаю; вдруг что-то важное?"). Многие родители хотели бы избавить от подобных сообщений своих детей. Расплачиваться за то, что любимое чадо вздумало подписаться на анекдоты, гороскопы, новости светской жизни и рассылку для любителей кошек, придется именно им.

Методов борьбы со сторонними спамерами у нас пока никто не изобретает. Как повелось издавна, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Как бы не опоздали: уже сейчас существуют технические средства, позволяющие без проблем рассылать рекламу по номерам мобильников. И есть вероятность, что выкинутый в окно мобильник, сообщивший своему владельцу о распродаже, к примеру, итальянских бюстгальтеров - реалия, как говорится, завтрашнего дня.

Источник: Газета.RU