09.10.2003


«Золотой барабан»: академия креатива. Со словенского курорта Порторож, ставшего на эту неделю рекламной столицей Европы, с очередным фестивальным репортажем Влад Васюхин.



9 октября

Пишу по горячим следам: только что свою рекламную кампанию «Арктика», сделанную для Nescafe Classic, представили в формате живой презентации российские финалисты – столичное агентство McCann-Erickson. И это, по-моему, была одна из лучших кампаний и одна из лучших презентаций на фестивале нынешнего года. Не мне вам говорить, как трудно рекламировать такой набивший оскомину продукт, как растворимый кофе, однако на этот раз обошлось без глупого пафоса вроде «Будем кофе пить и Россию поднимем!».

Брехтовское правило «Блюдите форму, а содержание подтянется» креативный директор Александр Алексеев и арт-директор Владимир Константин продемонстрировали в Портороже со всем блеском. Они завалились на сцену в куртках-алясках, как полярники, и представились фамилиями героев роликов – товарищ Петров и товарищ Иванов. С собой у них имелся кофе в термосе и красные кружки Nescafe. И вполне себе европейская презентация: четко, по делу, без соплей, но с юмором.

«Здесь главное было - не переиграть», - заметил мне после уставший, но счастливый Александр. Говорю вам как очевидец: со своей задачей парни справились отлично. Пока «полярник» Алексеев на свободном английском, легко и уверенно рассказывал и показывал, как проходила кампания (а было задействовано несколько медиа-носителей, включая молодых людей, разливавших кофе по утрам около метро), «полярник» Константин с шумом отхлебывал из своей кружки и поддакивал коллеге. Это было органично сыграно. И это была добротно сделанная кампания, говорю как рекламный критик. Особенно впечатлили ролики, красиво снятые режиссером Алексеем Розенбергом (Park VI Production). Роль Арктики, насколько мне известно, сыграло Подмосковье.

В общем, в данном случае смело повторю свое любимое словечко: супер! Россия смотрелась весьма достойно. И кофейный слоган «Great taste! Great start!» можно без преувеличения отнести к рекламистам McCann-Erickson.

ОК, ребята, я субъективен, я болею за наших и желаю им победы, но несколько сотен делегатов из разных стран, которые долгими аплодисментами отметили выступление товарищей из не очень-то обожаемой ими Москвы, заблуждаться не могут. Если жюри во главе с легендарной американкой Нэнси Райс не наградит эту кампанию золотыми часами (а в данном конкурсе 12 лучшим работам по McCann-Erickson традиции присуждаются швейцарские часы, на этот раз - Movado Watches), я первым заору на церемонии награждения: «Судью на мыло!» (Шутка).

Конкурс рекламных кампаний – наглядный пример того, как они должны проводиться грамотно. Вам показывают путь от яйца до цыпленка, нет, даже шире – от момента зачатия (кто там кого топчет?) до готового блюда. Занятно наблюдать кампанию в развитии, оценивать разумность и эффективность использования разных носителей.

Разумеется, приятно, если победят наши, они, повторяю, того заслуживают, но и конкуренты есть довольно сильные. Допустим, перед русскими свою кампанию представляли румыны из агентства Headvertising для спортивной газеты, которая так и называется Gazeta Sporturilor. Идея выражена в слогане: редакция спортивных журналистов представлена как The best team in Romania. О том, что протекают редакционные будни, рассказывалось в видео и радио роликах в жанре спортивного репортажа. Например, так (цитирую по памяти один из аудиоспотов): «Редактор отдела баскетбола получил новость по электронной почте. Вот он передает ее выпускающему редактору. Тот отправляет главному, и… новость идет в печать! Да! Она уже печатается. Что же дальше?..» - и все в таком же духе пулеметной очередью спортивного комментатора. Смех и аплодисменты вызвала серия телевизионной рекламы: не самого спортивного вида мужики – реальные сотрудники этой газеты! – были поданы в роликах как супер-футболисты. А съемки проходили в ньюс-руме. Лучше, конечно, увидеть эти ролики своими глазами: загляните на досуге на официальный сайт «Золотого барабана»: www.goldendrum.com.

Порторожский фестиваль уже не первый год имеет в своей программе «Академию креатива». Это презентации международных рекламных фестивалей (сегодня будет представлена Epica, а вчера мы смотрели лучшие работы последнего Clio) и выступления как знаменитых и нередко уже отошедших от дел рекламистов, так и молодых актуальных игроков. Вчера вечером, например, с лекцией «Творчество как последнее легальное средство получения нечестного преимущества над конкурентами» выступил международный креативный директор Ogilvy&Mather Норман Берри. Седовласый патриарх, который работал еще с Дэвидом Огилви и участвовал в создании многих классических рекламных кампаний, высказал свою точку зрения на креатив.

А сегодня «гвоздем» программы станет «круглый стол», названный Is the Creator a Woman?, что можно перевести как «Творец – это женщина?». Президент Golden Drum Юре Апих даже написал по поводу предстоящего спора заметку в фестивальную газету и назвал ее «Адам против Евы». В качестве специальных гостей в «круглом столе» на эту провокационную тему примут участие одиннадцать дам, работающих в рекламной индустрии США, Италии, Великобритании, Словении, Франции, Швейцарии, Германии, Венгрии. А заправлять дискуссией о женском творчестве будет Майкл Конрад, долгое время возглавлявший креативную часть Leo Burnett Worldwide.

…Я отправлю этот текст в редакцию еще до того, как будет оглашен список финалистов конкурса печатной рекламы и упаковки. Посмотрев выставку пару раз, честно скажу, не знаю, есть ли у кого-то из российских участников реальные шансы на награды. Работы из Чехии и Словении мне показались оригинальнее и интереснее. Чехи, допустим, снова сделали удачную рекламу для своего Музея коммунизма, в которой, конечно, по полной программе прошлись по «старшему брату», не пожалев даже олимпийского мишку и матрешку. Символ Олимпиады-80 изображен с автоматом Калашникова, а у матрешки – такие клыки, что Дракула отдыхает. Глумление над деревянной игрушкой возмутило строгого сибиряка Филюрина (новосибирское агентство «Мелихов и Филюрин»): «Это же не советский символ – матрешка, а русский! Матрешки еще при царе Горохе были… Не надо за такое награждать!»

Но у жюри, возможно, будет свое мнение. И по поводу зубастой матрешки, и всего остального. Давайте его дождемся.