10.10.2003

"36,6" в убытках. Компания слишком быстро открывает новые аптеки



Роман Кутузов

         Вчера одна из крупнейших российских фармацевтических компаний "Аптечная сеть 36,6" обнародовала финансовые итоги за первое полугодие. Они оказались нерадостными - несмотря на рост продаж, чистый убыток компании составил $944 000. В "Аптечной сети" объясняют такой результат крупными инвестициями в открытие новых торговых точек и обещают закончить год с прибылью.

        ОАО "Аптечная сеть 36,6" стало первой российской фармацевтической компанией, разместившей свои акции на бирже. В начале этого года 20% акций были проданы через ММВБ по $9 за штуку, что принесло компании $14,4 млн. ОАО "Аптечная сеть 36,6" было специально создано для продажи части акций на бирже и является владельцем ЗАО "Аптеки 36,6", производственного ЗАО "Верофарм" и ряда других компаний. Продажи ОАО "Аптечная сеть 36,6" в первом полугодии 2002 г. составили $53,4 млн, показатель EBITDA - $9,4 млн. 76% акций ОАО принадлежит основателям компании Артему Бектемирову и Сергею Кривошееву.

        Как сообщается в распространенном вчера отчете по стандарту IAS, объем продаж "Аптечной сети 36,6" составил в первом полугодии этого года $68,4 млн, EBITDA - $4,8 млн. Однако из-за сильно возросших коммерческих и управленческих расходов, которые составили $23 млн против $14,6 млн в прошлом году, компания продемонстрировала чистый убыток в размере $994 000.

        "В целом итоги полугодия не очень приятные, - признает гендиректор ОАО "Аптечная сеть 36,6" Артем Бектемиров. - На это время пришлась очень большая финансовая нагрузка, но это наши инвестиции в дальнейшее развитие. Сеть динамично растет, захватывает рынок, и это окупится". По словам Бектемирова, основные средства были направлены на открытие новых аптек. К тем 42 аптекам под вывеской "36,6", что были у компании на начало года, уже добавились 15, 10 откроются до конца года и еще пять уже действующих аптек будут переоформлены под корпоративный брэнд. В среднем, по оценке Бектемирова, на создание одной фирменной аптеки нужно затратить $180 000 - 220 000.

        "Расходы на новую аптеку начинаются за три месяца до ее открытия, а работать на полную мощность она начинает только через 9 - 12 месяцев после открытия, - поясняет Бектемиров. - Поэтому открытые в конце прошлого и начале этого года аптеки еще не начали приносить прибыль в полном объеме". Тем не менее средний показатель розничных продаж с одного квадратного метра вырос на 18% и достиг $3952 в первом полугодии этого года.

        Существенной статьей расходов стало повышение зарплаты персоналу на 20%. "У нас была очень высокая текучесть персонала. Пришлось принять меры - текучесть сократилась вдвое", - поясняет Бектемиров. Около $3,5 млн компания затратила на создание логистического центра в Очакове.

        "Мы планируем по итогам года вновь выйти на прибыльность", - говорит гендиректор "Аптечной сети 36,6". "Они намерены нести потери сейчас, чтобы потом пожинать плоды. План неплох, но как они будут финансировать экспансию, если компания убыточна? " - сомневается аналитик компании "Ренессанс Капитал" Наталья Загвоздина. "Представленный компанией по итогам полугодия финансовый отчет достаточно расплывчатый, - отмечает аналитик Альфа-банка Александр Свинов, - из него нельзя сделать однозначный вывод о финансовой стабильности компании. Если бы я был акционером, у меня возникли бы вопросы к менеджменту".

        А вот аналитика ОФГ Алексея Кривошапко результаты полугодия, продемонстрированные аптечной сетью, не смущают. "Розничный бизнес - сложная вещь. Это же не нефтяная труба, в которую нефть закачали - получили деньги. На развитие аптек требуется довольно большое время", - говорит аналитик.

        Как рассказал "Ведомостям" Бектемиров, "Аптечная сеть 36,6" сейчас рассматривает возможность размещения облигационного займа на 600 млн руб.

Источник: Ведомости