10.10.2003

Табачную рекламу снимут со щитов



Антон Филатов

Члены думского комитета по охране здоровья и спорту на днях внесут поправки к закону "Об ограничении курения табака", которые предусматривают, в частности, серьезные ограничения рекламы табачных изделий.

Во вторник на заседании круглого стола "Взгляд общества на проблемы предотвращения подросткового курения" глава комитета Госдумы по охране здоровья и спорту Николай Герасименко ("Народный депутат") объявил о том что комитет выступает за полный запрет рекламы табачных изделий.

Исключение можно сделать только для специализированных печатных изданий и профильных магазинов. По мнению депутатов, только запретительными мерами можно снизить процент курящих подростков в России. Герасименко привел в пример опыт Канады, Финляндии и Норвегии, где после запрета рекламы табака потребление сигарет среди подростков снизилось на 14-37%.

Кроме того, поправка содержит предложение, чтобы надписи о вреде курения занимали 50% площади пачки (сейчас всего 4%). Как сообщили "Газете.Ru" в самом думском комитете, поправка уже готова и будет внесена в течении ближайших двух-трех дней.

Табачные компании отнеслись к инициативе депутатов довольно спокойно. Руководитель службы по связям со СМИ компании Philip Morris Дмитрий Хрол сказал "Газете.Ru": "Мы поддерживаем постепенное введение ограничений на рекламу, концентрируясь, прежде всего, на запрете тех форм рекламы, которые легко могут быть доступны детям. Например, мы согласны с тем, что следует запретить рекламу на радио. Бесплатная раздача образцов табачных изделий - еще одна форма маркетинга, которую необходимо запретить".

Взрослое же население страны, по мнению компании Philip Morris, нельзя ограничивать в получении информации.

"Полный запрет в долгосрочной перспективе не представляется целесообразным, поскольку он лишит взрослых потребителей доступа к основной информации о предпочитаемой ими продукции, а также чрезмерно ограничит конкуренцию и разработку новой продукции. Однако, все рекламные материалы, безусловно, должны содержать предупреждение о вреде курения для здоровья", -- сказал глава службы по связям со СМИ компании Philip Morris.

Что касается увеличении площади, занимаемой надписью, предупреждающей о вреде курения, то, по его словам, предупреждения хоть и должны давать четкое представление о воздействии курения на здоровье, они не должны занимать доминирующее положение на упаковке сигарет. У потребителей должна быть возможность отличать одну марку сигарет от другой, а производитель должен иметь возможность внятно доносить информацию о своих торговых марках до потребителя.

Как известно, антитабачные акции во многих странах мира привели не только к практически полному запрету рекламы, но и к снижению доходов ведущих табачных компаний, которые были вынуждены искать новые рынки сбыта.

Одним из самых привлекательных сейчас для производителей табака является рынок России и других стран СНГ.

По словам генерального директора мониторингового агентства "Эспар-Аналитик" Андрея Березкина, расходы табачных компаний в России только на наружную рекламу составляют около $60 млн ежегодно. Поэтому как табачные компании, так и обслуживающие их влиятельные рекламные агентства, борются за рынок СНГ насмерть.

Достаточно вспомнить, как в 2001 году на Украине депутаты Рады пытались принять закон о запрете табачной рекламы, аналогичный поправке, выдвигаемой нашим думским комитетом -- закончилось все тем, что президент Украины Леонид Кучма наложил на закон вето.

В России же можно ожидать, что закон не пройдет ни одного чтения в Госдуме, а его внесение не достигнет никаких целей, кроме предвыборных.

Источник: Газета.RU