10.10.2003

Миноритарии атакуют Центробанк. "Центросоюз" добивается разрешения на продажу долей в росзагранбанках через суд



Елена Березанская
Анастасия Онегина

         Центральный банк никак не может урегулировать отношения с миноритарными акционерами своих зарубежных "дочек", акции которых он намерен продать. Как стало известно "Ведомостям", некоммерческая организация "Центросоюз", которая владеет пакетами в парижском BCEN-Eurobank и лондонском Moscow Narodny Bank, через суд пытается добиться от ЦБ разрешения на самостоятельную продажу этих акций, которое госбанк не выдает вот уже два года.

        Перед Центробанком уже больше года стоит задача выхода из капитала всех росзагранбанков. В Австрии, Германии и Люксембурге ЦБ уже удалось снизить свою долю, а вот с крупнейшими загранбанками - лондонским Moscow Narodny Bank и парижским BCEN-Eurobank дело обстоит сложнее. Решение о том, каким образом ЦБ будет выходить из капитала этих банков, до сих пор не принято, а результаты оценки их стоимости PricewaterhouseCoopers, засекречены. Доля Центробанка в капитале MNB составляет 88,89% , а в Eurobank - 87,03%. Но Банк России считает себя 100% -ным владельцев этих банков, а остальных акционеров, правопреемников бывших советских внешнеторговых организаций, называет номинальными. Большинство этих акционеров, кроме "Ингосстраха" "Нафта-Москвы" и "Центросоюза", после развала СССР превратились в унитарные госпредприятия.

        В среду в московском арбитражном суде состоялось первое заседание по иску "Центросоюза", требующего обязать Центробанк выдать разрешение на продажу акций. По словам представителя "Центросоюза", еще в 2001 г. его организация решила продать свои 9,21% акций Eurobank и обратилась за разрешением в ЦБ. По законодательству о валютном регулировании операции с акциями, номинированными в иностранной валюте, относятся к категории валютных, и "Центросоюз" не мог продать их без одобрения ЦБ.

        "Но мы так и не получили ни отрицательного, ни положительного ответа", - продолжает представитель "Центросоюза". По его мнению, это произошло потому, что ЦБ в данном деле выступает в двух ипостасях - как собственник крупнейшего пакета акций Eurobank и как контролирующий орган.

        Вместо разрешения на продажу акций в июне 2003 г. организация получила письмо за подписью первого зампреда ЦБ Олега Вьюгина, в котором "Центросоюз" назывался номинальным держателем пакета акций. По мнению ЦБ, который стал основным акционером загранбанков после развала СССР, нынешние миноритарии не имеют права на акции - их предшественники, советские внешнеторговые организации, никаких средств в капиталы загранбанков не вносили и всегда рассматривались в качестве номинальных держателей. Вьюгин еще в июне отмечал, что эти акции должны быть переданы государству в лице ЦБ, но при этом добавлял, что "правильного юридического решения" этой задачи пока нет.

        В "Центросоюзе" же в законности своих прав на акции не сомневаются ни на секунду. "Эти акции мы получили в качестве правопреемника Центросоюза СССР и оформили соответствующим образом. Акции наши, они всегда принадлежали "Центросоюзу", они именные, полностью оплачены, сомнений в том, что они нам принадлежат, у нас никаких нет", - говорит представитель "Центросоюза".

        Кроме того, по словам адвоката "Центросоюза", это право было подтверждено в 1995 г. французским судом, куда в свое время обращался Eurobank, желавший избавиться от так называемых номинальных акционеров. "Если у Центрального банка есть право на эти акции, пусть заявят об этом в суде", - считает собеседник "Ведомостей". Вместе с тем Вьюгин в среду подтвердил, что у ЦБ есть "документы, которые свидетельствуют о том, что "Центросоюз" является всего лишь номинальным держателем, а акции принадлежат ЦБ".

        Пока судебное разбирательство не закончится, ЦБ не сможет определиться с продажей Eurobank. "Безусловно, до выхода ЦБ из капитала [Eurobank] ситуацию с этим иском [ "Центросоюза"] нужно урегулировать, поскольку в противном случае непонятно будет, о какой же доле [ЦБ] идет речь", - заявил Вьюгин "Ведомостям". Суд пока не вынес решения по этому делу, отложив рассмотрение на 29 октября. Вместе с тем прецедент с продажей акций так называемым номинальным акционером уже был. В декабре 2001 г. пакеты акций Eurobank (9,21% ) и MNB (0,77% ), принадлежавшие банкроту-Промстройбанку (правопреемнику Промстройбанка СССР) , конкурсный управляющий по поручению кредиторов продал кипрскому офшору за $187 000. Решение о прямой продаже акций было принято комитетом кредиторов Промстройбанка, в который в то время входили представители ЦБ и Eurobank. В конце концов 9,21% акций Eurobank оказались на балансе ЦБ. "Результатом [борьбы с номинальными акционерами] в прошедшем году стало увеличение участия Банка России в капитале Евробанка с 77,81% до 87,03% ", - похвастался ЦБ в своем отчете за 2001 г. Впрочем, источник "Ведомостей", близко знакомый с ситуацией в загранбанках, считает, что "Центросоюз" вряд ли согласится продать равнозначный пакет ЦБ за символические $187 000.

Источник: Ведомости