10.10.2003


Исследование розничных продаж чая в 24 городах России



      Стремительный рост цен на чай, который наблюдался в начале 2003 года в основном за счет увеличения сегментов фасованного чая категории «премиум» и пакетированного, к лету пошел на убыль, и сейчас средняя цена стабилизировалась на уровне 230 рублей за килограмм. Развитие сегмента пакетированного чая продолжается, но уже в экономичной ценовой категории. Продажи «экономичного» чая вновь начинают расти после довольно долгого периода отрицательных показателей. В категории «премиум» продолжает развиваться только сегмент зеленого чая.
      Перечисленные тенденции особенно ярко видны на примере 24 крупнейших городов, хотя действительны и для России в целом. Лидерами на рынке чая в 24 городах являются компании Ahmad Tea Ltd, Dilmah, J.V.Gokal, Unilever, ассоциация «Вдохновение», ТД «Гранд», ООО «Фирма «Майский чай», ТД «Никитин и Ко», «Орими Трэйд»1. По данным на апрель-май 2003 года, вместе они занимают около 70% розничного рынка. С июня 2002 года по май 2003-го рынок чая в 24 городах России вырос на 11% в объемном и на 31% в денежном выражении.
      Активно развивались сегменты черного пакетированного, черного ароматизированного и зеленого чая (рис. 1). Доля черного пакетированного чая за год увеличилась по объему и по стоимости продаж более чем на 3%. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что пакетики – один из наиболее перспективных сегментов чайного рынка.



      Доля черного ароматизированного чая за рассматриваемый период по объему и стоимости продаж увеличилась на 1,2%.
      Доля зеленого чая по общему объему продаж выросла на 1,9%, а по стоимости – на 2,6%. Объем продаж зеленого чая за год с июня 2002 года по май 2003-го вырос в полтора раза, в денежном выражении – в два раза. При этом увеличение происходило по большей части за счет пакетированного чая. Пакетики занимают около 1/5 в продажах зеленого чая в физическом выражении, принося 1/3 денежного объема. Нужно отметить, что половина всего объема продаж зеленого чая приходится на Москву и Санкт-Петербург: так, в апреле-мае 2002 года на две столицы приходилось 44% продаж, а через год – уже 50,7%.
      Рост перечисленных сегментов происходит за счет сокращения сегмента фасованного черного чая, доля которого с апреля 2002 года упала на 6% по объему продаж и на 7% - по стоимости.
      Сегмент фруктового и травяного чая не играет существенной роли в продажах: на него приходится лишь 1,1% по объему и 1,6% по стоимости. Его доля колебалась в течение года с небольшой амплитудой – около 0,5%. В течение последних лет набирает популярность пакетированный чай. Как уже отмечалось, доля пакетиков неуклонно росла и к лету 2003 года составила 22% в общем объеме продаж. Пакетированный чай покупают как в магазинах, так и на открытых рынках2. Наиболее дорогие категории пакетированного чая (зеленый, фруктовый и травяной) на апрель-май 2003 года занимали наименьшую долю - 6,6% - в объеме продаж этого типа чая. На долю черного ароматизированного чая в пакетиках приходилось 15,7%, на долю обычного черного - 77,7%.
      С начала 2003 года наблюдается сокращение доли пакетированного чая категории «премиум» на 4% в общих продажах чая в пакетиках и рост продаж марок экономичного сегмента – таких, как «Беседа», «Золотая чаша», «Лисма». Этот сегмент к лету 2003 года восстановил свою долю по стоимости продаж до уровня апреля-мая 2002 года – 14,1%. Растут также продажи чая средней ценовой категории - Dilmah, Pickwick Classic, «Сэр Кент», «Золотые лепестки», «Корона Российской империи».
      В сегменте фасованного чая растут продажи зеленого и черного ароматизированного. Надо сказать, что увеличивается доля жестяной упаковки, которая используется для более дорогих видов чая. Хотя средняя цена за килограмм фасованного черного ароматизированного чая в полтора-два раза выше цены других «нетрадиционных» видов чая, он имеет наибольшую среди них долю в продажах по стоимости – 6,7% на апрель-май 2003 года.
      Доля фруктовых и травяных чаев в продажах по стоимости в апреле-мае 2003 года вернулась на прошлогодний уровень – 7%, хотя в промежутке наблюдался небольшой подъем – в среднем 0,9%. Фруктовый и травяной чай не пользуется большой популярностью у россиян, несмотря на то что его средняя цена сравнима с ценой черного фасованного чая без добавок. В апреле-мае 2003 года на черный чай приходилось 84% продаж фасованного чая по стоимости. Правда, его доля неуклонно снижается в течение по крайней мере двух лет в пользу черного ароматизированного и зеленого чая.
      Большим спросом пользуется более дорогой листовой чай. Доля его продаж растет, и в апреле-мае 2003 года она составляла 80,7% против 19,3%, приходящихся на гранулированный и смешанный. В аналогичный период прошлого года это соотношение было 77,9 и 22,1%.
      Если рассматривать каналы дистрибьюции чая, то основная часть его продаж в 24 городах приходится на открытые рынки. В апреле-мае 2003 года они занимали 61,5% в объеме продаж, в апреле-мае 2002-го – 64,2%. В продажах на рынках можно усмотреть сезонность: летом доля этого канала дистрибьюции возрастает на 2–3%.
      Вторым по значимости каналом являются продуктовые магазины – на них приходится 24% продаж чая, далее идут супермаркеты - 5,8%, мини-маркеты - 3,9%, киоски и павильоны - 2,7% и булочные/кондитерские - 2,1%.
      Доля продаж чая через киоски и павильоны сократилась с 3,8% в апреле-мае 2002 года до 2,7% в аналогичный период 2003-го в пользу магазинов.