13.10.2003


"Золотой барабан": Россия в числе фаворитов! Долгожданный успех российской рекламы на одном из крупнейших европейских фестивалей. С подробностями - Влад Васюхин.




13 октября

Это, конечно, не такая сенсация, как присуждение Нобелевской премии двум российским физикам Гинзбургу и Абрикосову, но вечером минувшей пятницы у отечественного рекламного сообщества появился еще один повод для гордости и радости!

На финальной церемонии 10-го международного фестиваля рекламы Golden Drum, работу которого Sostav.ru освещал всю минувшую неделю, наши рекламисты оказались в числе главных действующих лиц, триумфаторов и ньюсмейкеров. Да-да, господа, не упрекайте автора в пристрастии к громким фразам и найдите, наконец, в себе силы порадоваться за коллег, как радовались мы во время оглашения результатов. (И ты, мой добрый коллега Сережа Рыбак, уже не имеешь права назвать свою заметку в "Ведомостях", как в прошлом году - "Словенское поражение русских рекламистов", ибо на этот раз случился триумф, дорогой мой!)

Московские рекламные агентства получили две "Золотые барабанные палочки": McCann-Erickson - за рекламные ролики для Nescafe Classic "Душ" и "1 июня", и Leo Burnett - за ролик "Белая линия", снятый для Chevrolet Niva. А "Серебряная барабанная палочка" досталась столичному BBDO - за ролик "Слесарь" для "Альфа-банка" (кроме того, в финал вышло еще три ролика BBDO).

McCann-Erickson стал так же обладателем награды конкурса рекламных кампаний - золотых часов Movado. И, кроме того, в битве за "Золотую розу" - приз лучшему агентству года - McCann-Erickson разделил четвертое-пятое место.

Молодцы! Подобных впечатляющих результатов у России не было уже года четыре. Не поленимся и перечислим авторов победы. Страна должна знать своих героев! Александр Алексеев, Владимир Константин, Александра Пахомова, Алексей Розенберг (команда McCann-Erickson); Михаил Кудашкин, Сергей Добрыднев, Полина Богатырева, Якуб Кохак, Игорь Колядный (Leo Burnett); Игорь Лутц, Роман Фирайнер, Ярослав Орлов, Тимур Бекмамбетов (BBDO).

Команда McCann-Erickson в полном составе
на заключительном банкете


Михаил Кудашкин и Сергей Добрыднев
из агентства Leo Burnett




Кстати, и от российских, и от зарубежных участников фестиваля я слышал, что "альфа-банковский" ролик BBDO заслуживает "золота" (в этой категории, кстати, оно не было присуждено). А еще мои собеседники отмечали работы московского агентства "Родная речь" (в частности, ролик "Чайковский" для чая Lisma), которые, к сожалению, не были по достоинству оценены судьями - возможно, в силу сугубо национальной специфики этих работ.

Вообще, аргументировать выбор жюри конкурса видео, радио и печатной рекламы весьма сложно. Допустим, впервые за всю историю "Золотого барабана" в конкурсе аудиоспотов была присуждена всего лишь одна (!) награда, да и та серебряная, да и та израильскому ролику на английском языке (с каких это пор английский таки стал в Израиле государственным языком?!) А в конкурсе рекламных кампаний вместо анонсированных 12 золотых часов присудили лишь 7.

По мнению режиссера из Киева Виталия Кокошко, "немало достойных работ осталось за бортом, и шорт-лист должен был быть, как минимум, в два раза больше, а призов могло бы оказаться больше раза в три". И он прав. Напомню: в шести фестивальных конкурсах соревновались 2109 работ из 28 стран. В общей сложности было вручено 60 наград рекламистам из 11 государств. Из республик бывшего СССР в число победителей вошла только Россия (от нас состязалось 27 агентств со 127 работами). А сильнее всех, говорят, на жюри разобиделись хозяева фестиваля - словенцы: они представили 373 работы, а получили всего 7 призов. Больше всего наград - по 12 - у чехов и поляков.

"Для меня это был год Румынии и России" - признался мне на заключительной Gala Party Йозеф Кайзер, теледокументалист, представитель "Золотого барабана" в Словакии. Он имел в виду не столько качество и количество работ (хотя бухарестское D'Arcy получило главный приз за лучший ролик), сколько особую заметность наших стран на юбилейном фестивале. Румыны провели самую яркую и шумную национальную вечеринку - с костром, самогонкой и фольклорным ансамблем, а русские, которых было 85 человек, преподнесли самый эффектный подарок.



На церемонии закрытия почетный гость фестиваля Иван Чимбуров ("РАВИ") объявил, что теперь на небе есть звезда по имени Golden Drum и вручил соответствующий сертификат президенту "Золотого барабана" Юре Апиху. Лучшего финала для нашей акции "Россия любит Golden Drum" трудно было и представить! Этот жест оказался красив и трогателен для слез. В субботу словенские газеты написали про русский презент как про одно из ключевых событий.

Ну, а теперь об остальных итогах. "Агентством года", как я и предсказывал, снова стал пражский Leo Burnett, причем с огромным отрывом от ближайшего конкурента - варшавского Leo Burnett (первый набрал 65 баллов, второй - 27). Чехи, безусловно, талантливы, но, комментируя эту победу, добавлю ложку дегтя. Складывается впечатление (и не только у меня), что эта команда поставила своей целью сделать как можно больше работ специально для фестиваля, то есть когда заказчик весьма и весьма сомнителен. Львиную долю призовых баллов им принесла социальная (или почти социальная) реклама.

Допустим, среди их работ было очень много плакатов для пражского Музея коммунизма (креативный прием: к старым архивным плакатам сочиняются новые слоганы, в результате достигается комический эффект). Не уверен, что этот музей настолько богат и востребован, чтобы заказывать такое количество рекламы и вообще так активно себя рекламировать. Среди других клиентов есть еще один экзотический - Музей пыток. И тот, и другой очаг культуры - весьма "вкусные" для рекламиста объекты. Это вам не кофе с йогуртами рекламировать... Или сделанная тем же пражским Leo Burnett рекламная кампания под названием "Экскременты" - против собачьего, простите, дерьма на городских улицах. Нам бы их проблемы! Но кто заказчик? Не само ли агентство?.. Или из той же оперы - кампания для пражского зоопарка - "Животные вернулись в город". Так ли много денег у местного Zoo, чтобы заказывать и размещать в эфире ролики (очень хорошие, кстати)?

Короче, если "Золотая роза" уколет пражан своими шипами, я не удивлюсь: есть в их победе что-то сомнительное. При этом, именно Leo Burnett Prague сделало один из самых, если не самый запоминающийся ролик фестиваля - "Скорость". Он получил "серебро", хотя заслуживал "золота". Это "социалка". Описывать не буду - посмотрите сами. Все работы-победители и списки фаворитов можно найти - на официальном сайте

Было присуждено четыре "Золотых барабана" - Гран-при в различных конкурсах: лучшее видео, как было сказано выше, сделало румынское D'Arcy (реклама средства для улучшения памяти Taga-Man), лучший принт - серия из трех работ для лекарства Nurofen menstrual - дело рук McСann-Erickson Polska.









За лучший веб-сайт отмечено словенское агентство Sonce.net (заказчик - Citroen). А в номинации Media Awards - за креативное использование медиа - гран-при отправилось в Австрию, в венское отделение Saatchi&Saatchi.

Осталось ответить на сакраментальный вопрос, который обязательно будет задан: "Ну, а общее впечатление?"

Сколько людей - столько и мнений. Для меня это был уже восьмой по счету "Золотой барабан" и, разумеется, сравнивать тот или иной год не очень корректно. Что-то оказалось сильнее, чем раньше, что-то слабее. Что-то было очень вкусно, что-то пресно. Уровень работ? Что выросло, то выросло. Но парочка шедевров, на мой вкус, в конкурсе была.

Знаю, что от юбилейного фестиваля многие российские участники ждали и не дождались большего пафоса (но это чисто русская страсть к торжествам, у нас ведь каждое агентство с восторгом празднует свои дни рождения). Хотя и в Словении грандиозный фейерверк был. Масса "звезд" и "живых легенд" среди гостей - тоже (от Дональда Ганна и Эндрю Роллинза до Ричарда Майерса и Дэвида Дрога). Интересные лекции и дискуссии - да, но и малоинтересные были. Погода стояла отменная, но соотечественники с кислыми, чем-то недовольными физиономиями попадались: то им солнце яркое, то море соленое. Говорят, одна из московских девушек отравилась в ресторане то ли дарами моря, то ли алкоголем, то ли майонезом, то ли шоколадной пастой, и уж, разумеется, она-то вам расскажет, что впечатления ужасны. Не верьте! Лучше прилетайте и посмотрите на все своими глазами. В следующем году. Или приходите на презентацию "Золотого барабана", которую мы обязательно устроим недельки через две. Надо же отметить победу россиян. На мой взгляд, это главное впечатление: наши - в победителях!