14.10.2003

ЕБРР попробует мороженое Компания "Инмарко" привлекла европейские деньги



Антон Сарайкин

         Один их крупнейших производителей мороженого - новосибирская компания "Инмарко" заключила инвестиционное соглашение с компанией Norum, управляющей венчурным фондом ЕБРР. "Инмарко" намерена в течение трех лет вложить в развитие производства и торговли мороженым $50 млн и добиться увеличения своей доли на рынке до 20%. Конкуренты сомневаются, что новосибирцам удастся достичь этого показателя.

        В состав производственно-торгового холдинга "Инмарко" входит ОАО "Омский хладокомбинат "Инмарко" и ООО "Фабрика "Мороженое "Инмарко" в пос. Элитное (Новосибирская обл. ). Акционеры компании - физлица, в том числе топ-менеджеры компании. В 2002 г. объем продаж компании составил 27 200 т мороженого, в 2003 г. "Инмарко" планирует реализовать более 30 000 т. Финансовые показатели "Инмарко" не раскрываются. По данным GfK Russia за январь - апрель 2003 г. , "Инмарко" лидировала по объему продаж среди отечественных производителей, доля компании составляет около 8% рынка.

        Сегодня "Инмарко" объявит о подписании соглашения о прямых инвестициях в акционерный капитал и об инвестиционном кредите с компанией Norum, управляющей венчурным фондом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Как сообщил "Ведомостям" генеральный директор "Инмарко" Дмитрий Докин, в мае Norum и ЕБРР приобрели блокирующий пакет материнской компании холдинга "Бизнес-Развитие". Он отказался назвать сумму сделки. Докин заявил лишь, что в течение трех лет компания собирается инвестировать в развитие около $50 млн.

        Менеджер по инвестициям и партнер Norum Петр Александров подтвердил "Ведомостям" участие управляющей компании и ЕБРР в бизнесе "Инмарко". Он говорит, что Norum имеет опыт инвестирования в пищевую промышленность в Северо-Западном регионе и рассматривает "Инмарко" как перспективного партнера. "Мы рассчитываем оставаться акционерами компании в течение 4 - 5 лет, но этот срок может быть продлен в дальнейшем", - сказал Александров. Финансовые подробности сделки он сообщить отказался.

        Чтобы стать понятнее и привлекательнее для западного инвестора, в этом году "Инмарко" консолидировала активы в региональных филиалах и передала функции управления управляющей компании "Инмарко-Менеджмент". В 2002 г. "Инмарко" также перевела отчетность в стандарт US GAAP и выбрала аудитором Ernst & Young. Последние два года норвежская компания DNV консультировала "Инмарко" по введению западных стандартов корпоративного управления.

        Аналитик ИК "Проспект" Марат Ибрагимов не слышал, чтобы отечественные производители мороженого прибегали к подобному способу привлечения инвестиций. "Участие ЕБРР довольно необычно для этого рынка, это может быть сигналом о том, что отрасль развивается в нужном направлении", - говорит аналитик.

        Часть инвестиций - около $8 млн - "Инмарко" уже направила в строительство третьей очереди Омского хладокомбината мощностью 18 000 т мороженого в год (введение в строй очереди намечено на апрель 2004 г. ). Еще $4 млн холдинг вложил в строительство автоматизированного морозильного складского терминала в Новосибирске, рассчитанного на 5500 европалет.

        По словам Докина, компания намерена инвестировать до $20 млн в строительство фабрики по производству мороженого в уральском регионе, где компания ищет место под завод.

        Часть средств будет направлена на развитие существующих мощностей и на приобретение торгового оборудования. "Инмарко" также рассматривает возможность покупки хладокомбинатов. "К 2006 г. мы планируем занять долю в 20% на рынке мороженого", - заявил Докин.

        Руководитель отдела маркетинга "Русского холода" Александр Саулин сомневается в реалистичности планов "Инмарко". "В Сибири мы с ними конкурируем, а здесь (в европейской части страны. - "Ведомости") им вряд ли удастся занять существенную долю, так как рынок слишком насыщен", - считает Саулин.

        По мнению генерального директора ассоциации "Российское мороженое" Эдуарда Багиряна, сумма инвестиций, озвученная "Инмарко", довольно крупная для этой отрасли. Он называет планы "Инмарко" по достижению доли в 20% амбициозными: "Если иметь в виду, что другие крупнейшие игроки также наращивают мощности, то получение 20% -ной доли становится проблематичным".

        Впрочем, и другие производители мороженого не склонны скромничать. По словам Саулина, "Русский холод" планирует через три года занять около 25 - 30% рынка. Для этого компания вложила около $10 млн в строительство фабрики в Москве мощностью 40 000 т мороженого в год, ее запуск запланирован на весну 2004 г.

        МИЛЛИАРДЫ ЕБРР: В конце февраля 2003 г. ЕБРР кредитовал символический "миллиардный доллар" в омского производителя мороженого "Сибирская белочка". По словам пресс-секретаря ЕБРР в России Ричарда Уоллеса, объем финансирования "Сибирской белочки" составил $63 000, направленных через Фонд поддержки развития предпринимательства в рамках программы развития малого бизнеса.

Источник: Ведомости