16.10.2003

Главное - связь. Рассекречены затраты на покупку отдельных видов оружия



Алексей Никольский

         Впервые с 1913 г. в России рассекретили цифры финансирования закупок и разработок отдельных видов вооружений. Эксперты полагают, что достигнутая степень детализации пока не позволяет судить, насколько обоснованно тратятся средства крупнейшего бюджетополучателя. Однако для вывода о мизерном уровне закупок предоставленных данных вполне достаточно.

        Вчера Минфин предоставил депутатам расшифровку затрат на вооружение по их типам. Как говорится в письме министра оборона Сергея Иванова вице-премьеру Алексею Кудрину, Минобороны не возражало против раскрытия этих данных "в объеме сведений, ежегодно предоставляемых Российской Федерацией в ООН". Однако впервые такое раскрытие происходит в отношении сведений о бюджете будущего года, да и данные, предоставляемые в ООН, в открытых источниках не публикуются.

        По словам замруководителя фракции СПС в Думе Бориса Надеждина (по требованию этой фракции Минфин и раскрыл данные) , депутаты будут настаивать на дальнейшей детализации военного бюджета. Им нужны данные о закупках несекретных вооружений типа танков и истребителей поштучно. Чиновник аппарата правительства говорит, что предоставленные Минфином данные были шагом навстречу фракции СПС, которая обуславливала этим свое голосование за бюджет. Однако поскольку правые проголосовали против, то дальнейшее раскрытие военных статей возможно, но при условии четкого соблюдения договоренностей не только со стороны Минфина, но и депутатов.

        Эксперт вашингтонского Центра оборонной информации Иван Сафранчук говорит, что данные по НИОКР не расшифровываются детально и в американском военном бюджете, однако данные по закупкам несекретных вооружений в американском бюджете указаны вплоть до отдельных единиц техники.

        Впрочем, некоторые выводы можно сделать и по опубликованным цифрам. Сафранчук обращает внимание на то, что закупки, ремонт и НИОКР средств связи и военной электроники почти втрое (29 млрд руб. ) больше закупок авиатехники. Из этого можно сделать вывод, что российская армия считает приоритетом ликвидацию отставания в области средств связи, разведки и управления. "Хорошо бы депутатам и общественности не только открыли цифры, но и объяснили, какая концепция военного строительства за ними стоит", - говорит Сафранчук.

        Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко обращает внимание на то, что расходы на флот (16,8 млрд руб. ) значительно превосходят расходы на ту же авиацию, "как будто у ВМФ есть какая-то роль в борьбе с мятежом в Чечне". При таких расходах на флот достройка заложенных на "Северной верфи" сторожевых кораблей проекта 20380 выглядит вполне реалистичной, даже если их первоначальная стоимость в 1,8 млрд руб. будет превышена. Что же касается авиации, то при сумме в 11 млрд руб. , по мнению эксперта, все ограничится текущим ремонтом. Для сравнения - самый совершенный российский истребитель Су-30МК стоит порядка 1 млрд руб.

        Менеджер одного из военных авиазаводов говорит, что ни о каком серьезном финансировании НИОКР при таких деньгах говорить нельзя - "они будут делать вид, что нас финансируют, а мы будем делать вид, что работаем". Что же касается нерассекреченных направлений военных закупок, то, по словам источника в правительстве, львиную их долю съест разработка новой баллистической ракеты морского базирования.

        БЮДЖЕТ ПРИНЯТ БЕЗ ПОПРАВОК: Вчера Госдума одобрила во втором чтении проект федерального бюджета на 2004 г. Ни одна из депутатских поправок принята не была. Согласно утвержденному вчера проекту, расходы на оборону составят: национальная оборона - 411,4 млрд руб. , правоохранительная деятельность - 310,5 млрд руб. , обслуживание госдолга - 287,5 млрд руб. , финансовая помощь бюджетам других уровней - 810,6 млрд руб. , социальная политика - 161,1 млрд руб. , образование - 117,7 млрд руб.

Источник: Ведомости