16.10.2003

"Транснефть" отдалилась от рынка. Монополия рассталась с единственным менеджером-иностранцем



Ирина Резник

         Руководство "Транснефти" решило расстаться с первым и единственным иностранным специалистом в транспортной монополии, отвечавшим за связи с западными инвесторами. Просто планы по размещению АДР и еврооблигаций "Транснефти" пришлось отложить на неопределенный срок.

        "Транснефть" учреждена в соответствии c указом президента в ноябре 1992 г. Транспортирует 93% добываемой в России нефти, фактически являясь монополистом. Выручка "Транснефти" по итогам I квартала 2003 г. составила $768,8 млн, чистая прибыль - $91 млн.

        Как сообщил "Ведомостям" вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, трудовой контракт менеджера по связям с инвесторами Ричарда Строна истек месяц назад и "по обоюдному согласию" стороны не стали его продлевать. "Строн решил, что уже выполнил свою роль в "Транснефти", и решил попробовать себя в другом месте, а мы не стали ему препятствовать, - пояснил Григорьев. - Зачем человеку крылья подрезать? " Выпускник London Business School Ричард Строн стал главным специалистом "Транснефти" по корпоративному финансированию и связям с инвесторами в марте прошлого года. Он был первым и единственным иностранцем в госкомпании, производственная деятельность которой всегда была строго засекречена. Руководство "Транснефти" объясняло, что Строн призван помочь компании заслужить признание у западных инвесторов, подготовить ее к получению кредитного рейтинга и помочь ей стать "первоклассным заемщиком".

        Летом прошлого года Строн сообщил, что "Транснефть" готовится к выпуску еврооблигаций и ADR на привилегированные акции.

        Однако спустя несколько месяцев президент "Транснефти" Семен Вайншток назвал выпуск евробондов "слишком дорогим удовольствием" и усомнился в пользе АДР. "Чем они нам помогут? Разве что в плане имиджа", - рассуждал он.

        А весной этого года совет директоров "Транснефти", состоящий из госчиновников, запретил компании брать синдицированный кредит в $350 млн на расширение БТС у Citigroup, Dresdnerbank и Goldman Sachs. Вместо этого "Транснефти" предложили поискать денег в России.

        Кроме того, поменялся и состав владельцев привилегированных акций "Транснефти": холдинговая компания "Интеррос" и "Нафта-Москва" продали портфельным инвесторам свои акции монополии.

        С Ричардом Строном "Ведомостям" вчера связаться не удалось, а у участников фондового рынка его уход из "Транснефти" не вызвал большого удивления.

        "Мы наконец поняли, что глупо было надеяться на то, что "Транснефть" когда-нибудь выйдет на фондовый рынок, - сообщил "Ведомостям" один из инвесторов фондового рынка. - А роль Строна была незавидная. Он явно не был членом команды Семена Вайнштока. Все его заявления на фондовом рынке тут же дезавуировались руководством компании. Так что вполне логично, что он ушел".

        "Уход Строна, безусловно, разочаровывающий фактор для рынка, - считает аналитик банка "Траст" Владислав Метнев. - Судя по опыту "ЮКОСа", "Сибнефти" и ТНК, наличие иностранных менеджеров всегда большой плюс для компании, желающей повысить ликвидность своих акций. В то же время, если судить по опыту "ЛУКОЙЛа" и Сбербанка, российские компании вполне справляются с привлечением кредитов и не нанимая на работу иностранцев".

        Григорьев отмечает, что деньги под свои грандиозные проекты "Транснефти" придется, видимо, пока искать на российском рынке. Позавчера совет директоров компании одобрил привлечение кредита Сбербанка на 10 млрд руб. , а еще в планах "Транснефти" значился выпуск рублевых облигаций на 12 млрд руб. , который пока отложен из-за неблагоприятной конъюнктуры. Но вакансия менеджера по связям с инвесторами в "Транснефти" сокращена не будет, говорит вице-президент компании. "Просто пока наши планы приостановлены, но мы надеемся, что все изменится", - добавил он.

Источник: Ведомости