16.10.2003

Прием пищи проходит нормально. Первому китайскому космонавту разрешили только есть, спать и говорить



Вчера в 5.00 по московскому времени с космодрома Цзюцюань успешно стартовал космический корабль "Шэньчжоу-5" с первым китайским космонавтом на борту. Им стал 38-летний военный летчик подполковник Ян Ливэй. Сегодня утром спускаемый аппарат корабля с Ян Ливэем должен был совершить посадку в пустынном районе провинции Внутренняя Монголия.

       Полет 38-летнего летчика из провинции Ляонин Ян Ливэя начался, как и было запланировано, в 9.00 по пекинскому времени (в Москве было 5.00). Напутствовать космонавта и понаблюдать за стартом "Шэньчжоу-5" на космодром прибыли председатель КНР Ху Цзиньтао, вице-премьер госсовета Хуан Цзюй и куратор космической программы министр обороны Цао Ганчуань. Через десять минут после старта корабль вышел на околоземную орбиту, Ян Ливэй доложил о том, что чувствует себя хорошо, после чего председатель КНР Ху Цзиньтао назвал это событие "знаменательным и историческим шагом китайского народа на пути к вершине мировой науки и техники". Через четыре часа полета космонавт пообедал (в рацион входили блюда традиционной китайской кухни – кусочки мяса курицы в бамбуковом соусе, рис с орехами, финики, а также китайская водка на травах с тоником), а затем вздремнул. При этом он не снимал скафандр и не покидал свое кресло, а также не прикасался к приборной панели: весь полет, согласно программе, должен пройти в автоматическом режиме. Во время полета Ян Ливэй пообщался и с главой военного ведомства Цао Ганчуанем (кстати, выпускником Военной артиллерийской академии имени Дзержинского 1959 года. –Ъ), поблагодарив его за внимание к космосу, а также со своей женой. Кроме того, космонавт развернул в кабине прихваченные с собой в полет государственный флаг КНР и флаг ООН.

       Для управления полетом корабля "Шэньчжоу-5" были задействованы девять наземных командно-измерительных пунктов, расположенных не только на территории Китая, но и в Намибии, Кении, Пакистане и на острове Кирибати (Тихий океан). Кроме того, четыре корабля – морских командно-измерительных пунктов находились в различных точках Мирового океана (два – в Тихом и по одному в Атлантическом и Индийском океанах). Это позволило Центру управления полетом в Пекине постоянно держать полет "Шэньчжоу-5" в поле зрения.

       За шесть часов до посадки (она запланирована на 6.15 по пекинскому времени) Ян Ливэй должен был вновь принять пищу и отдохнуть, после чего подготовиться к посадке: проверить надежность крепления ремней, удерживающих его в кресле. За 45 минут до приземления со станции в Свакопмунде (Намибия) должна была последовать команда на посадку. Если этого по какой-то причине не произошло, ее должны были продублировать с корабля "Юань Ван", находящегося в южной части Атлантического океана. В случае повторной технической накладки команду на посадку должен был дать сам Ян Ливэй со своего пульта.

ИВАН Ъ-САФРОНОВ


Источник: КоммерсантЪ