16.10.2003

Ventspils Nafta готовят к продаже



Илья Хренников
Юлия Бушуева

         Нефтеперевалкой в латвийском порту Вентспилс теперь будет заниматься ООО "Вентспилский нефтяной терминал" - учрежденная в начале месяца 100% -ная "дочка" концерна Ventspils Nafta. Аналитики считают эту реорганизацию бизнеса предпродажной подготовкой терминала, за который российские нефтяники готовы выложить более $200 млн.

        За январь - сентябрь 2003 г. через нефтетерминал Вентспилса отгружено на экспорт 6,5 млн т нефтепродуктов и 2,6 млн т нефти. Вся нефть поступает в порт по железной дороге, поскольку с начала 2003 г. российская "Транснефть" прекратила поставку нефти по трубопроводу мощностью 16 млн т в год, ссылаясь на нехватку технических мощностей для прокачки. В состав концерна Ventspils Nafta помимо нефтеперевалочного терминала входит Латвийское морское пароходство (более 60 судов) , крупнейший в Латвии полиграфический комплекс "Дом печати", недвижимость в Риге, обувная фабрика и другие активы. 42% акций Ventspils Nafta принадлежит частной компании Latvijas Naftas Tranzits, 38% - правительству Латвии, около 20% продавались на фондовом рынке и распределены среди институциональных инвесторов.

        "Бизнес Ventspils Nafta начинался с нефтетерминала, но со временем вырос в многопрофильный концерн. Чтобы упорядочить управление предприятиями и структуру активов, мы провели реструктуризацию", - заявил "Ведомостям" председатель совета директоров Latvijas Naftas Tranzits (LNT) Владимир Соломатин. По его словам, нефтеперевалочный бизнес выделен в отдельную 100% -ную "дочку" Ventspils Nafta - ООО "Вентспилский нефтяной терминал" (Ventspils Naftas Terminal). Эта компания, в уставный капитал которой переданы резервуарный парк, железнодорожные эстакады, насосные станции и другие активы, с 1 октября и стала хозяином и оператором нефтеперевалки в Вентспилсе.

        "По сути, латыши выделили из состава концерна то, что нужно российским нефтяникам, - нефтетерминал, - рассуждает аналитик ИК "Атон" Стивен Дашевский. - Он нужен буквально всем российским нефтяникам - от "ЮКОСа" до "Роснефти". Во время острой нехватки дополнительных экспортных мощностей не может крупнейший терминал на Балтике стоять сухим и работать только с железной дороги". Дашевский оценивает стоимость Вентспилского терминала в $200 - 250 млн. "В том, что "Транснефти" не хватает технических мощностей для прокачки нефти на Вентспилс, наверное, есть доля правды. Но если кто-нибудь из российских нефтяных компаний договорится о покупке терминала с латвийскими акционерами, то и с "Транснефтью" можно договориться о том, чтобы помочь ей инвестировать в расширение мощностей прокачки в направлении Вентспилса", - полагает аналитик. Он не исключает и интереса самой "Транснефти" к контролю над Вентспилсом. В "Транснефти" от такого интереса традиционно открещиваются, заявляя, что приоритет компании - расширение мощностей нефтеэкспорта через российский Приморск. Отрицают интерес к латвийскому терминалу и в нефтяной компании "ЮКОС". "В концерне или обособленный, нефтетерминал в Вентспилсе нам не нужен", - заявил "Ведомостям" представитель компании.

        "У нас нет специальной цели - продать терминал. Но, с другой стороны, понятно, инвесторам интересен отдельно взятый актив, а не с обувной фабрикой и полиграфией в придачу", - говорит Соломатин из LNT. Он подчеркивает, что прекратить "нефтяную блокаду" порта со стороны "Транснефти" можно лишь с помощью российских нефтяных компаний, которые без участия в капитале терминала вряд ли согласятся гарантировать необходимый объем поставок нефти.

        В пресс-службе ТНК-BP "Ведомостям" заявили, что их компания также не рассматривает возможности покупки доли в Вентспилсе. В "ЛУКОЙЛе" говорят, что приоритетом компании является строительство нефтепорта Высоцк, а Вентспилс вряд ли вписывается в 15% -ную норму доходности, которую "ЛУКОЙЛ" предъявляет к новым проектам. Лишь "Роснефть" настроена менее категорично: "Если латыши предложат нам купить, мы рассмотрим их предложение", - сказали "Ведомостям" в пресс-службе компании.



Источник: Ведомости