16.10.2003

Китай меняет курс реформ



Игорь Федюкин

         Коммунисты Китая приняли решение изменить курс реформ. Отныне приоритетами Пекина становятся не темпы роста экономики, а решение накопившихся структурных и социальных проблем. Пленум ЦК КПК решил поощрять частную собственность, приватизировать крупные госпредприятия и одновременно проводить активную социальную политику.

        Закончившийся во вторник третий пленум ЦК КПК 16-го созыва проходил за закрытыми дверями, а его решения до сих пор не опубликованы. Судя по распространенному китайскими СМИ официальному коммюнике, "четвертое поколение" китайского руководства во главе с председателем Ху Цзиньтао воспользовалось пленумом, чтобы обнародовать новую доктрину развития страны.

        Как было объявлено по итогам пленума, его участники решили внести поправки в Конституцию страны. О сути этих поправок не сообщается, однако коммюнике пленума призывает "активно развивать частный сектор экономики и предоставить частным предприятиям такие же права [как и государственным] в области инвестиций, налогообложения, землепользования и доступа к внешней торговле".

        Эксперты предполагают, что обсуждаемые поправки предусматривают официальное признание в высшем законе страны права на частную собственность. "Китай постепенно движется к этому, поскольку сейчас на частную собственность приходится уже до половины экономики, - говорит Стивен Грин из лондонского Royal Instutute of International Affairs. - Вероятно, соответствующие поправки будут приняты уже на мартовской сессии Всекитайского собрания народных представителей".

        Пленум также принял решение о том, что реформы должны быть развернуты "лицом к народу". "Следует предпринять усилия по ускорению создания системы социального обеспечения, соответствующей уровню экономического развития страны", - цитируют китайские СМИ постановление пленума, в котором также говорится об "устойчивом социальном развитии", административной реформе, реформе трудового права, пенсионного обеспечения и т. д.

        "На протяжении последних лет целью экономической политики было к 2020 - 2030 гг. перегнать США по размеру ВВП. Курс [бывшего председателя КНР] Цзянь Цземиня состоял в том, чтобы любой ценой добиваться как можно более высокого темпа роста, привлекать как можно больше инвестиций, - говорит профессор Института стран Азии и Африки Виля Гельбрас. - Руководство фактически не уделяло внимания растущему разрыву между городом и деревней, между отдельными регионами, недовольству населения накапливающимися социальными проблемами". По словам Гельбраса, дополнительным стимулом к реформам стал по-прежнему низкий внутренний спрос, ставящий страну в зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры.

        Предполагается и решение земельного вопроса: пленум призвал "защитить права крестьян-арендаторов". В коммюнике говорится, что крестьяне "имеют право, в рамках закона, продавать свое право на аренду земельных участков". "Формально вся земля в Китае по-прежнему остается общественной собственностью, однако теперь открывается возможность для фактической купли-продажи участков, их концентрации в руках крупных производителей и, возможно, даже получения банковских кредитов под залог земли", - говорит Грин.

        Коммунисты решили реформировать и самый проблемный сектор китайской экономики - крупные госпредприятия. Рецепты предложены традиционные - от акционирования и вплоть до приватизации. По словам анонимного чиновника, которого цитирует партийная газета "Жэньминь жибао", центральное правительство разработало план ускорения рыночных реформ на индустриальном северо-востоке страны, который называется "последним бастионом плановой экономики". Пакет реформ включает разделение функций государственного и корпоративного управления госпредприятиями, реструктуризацию их задолженности, введение корпоративной структуры управления, при которой менеджмент назначается советом директоров, избираемым акционерами, привлечение частного капитала через продажу акций госпредприятий. "В руках центрального правительства должны остаться 196 крупных холдингов, - говорит Грин, - оставшиеся 150 000 передаются местным властям, которые могут распоряжаться ими по своему усмотрению. В принципе иностранные инвесторы интересуются ими, однако их останавливает коррупция чиновников, распоряжающихся госпакетами, высокая задолженность и социальные обязательства предприятий".

Источник: Ведомости