20.10.2003

Бюджетные потоки потекут сквозь тендер



Анна Бараулина

Правительство одобрило законопроект Минэкономразвития о повышении эффективности госзакупок. Если соответствующий закон будет принят, то большинство госзакупок станет проводиться через тендеры, в которых смогут принимать участие иностранные компании.

На заседании в четверг правительство в целом одобрило предложенный Минэкономразвития проект федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд".

Основная цель закона, который МЭРТ разрабатывало в течение трех с половиной лет, -- обеспечить прозрачность конкурсов, которые госорганы обязаны проводить при размещении госзаказа. По прогнозам чиновников, это позволит сэкономить до $1,5 млрд в год. По закону тендеры должны проводиться на поставки почти всех видов товаров и услуг, предназначенных для государственных нужд (исключением являются канцтовары и некоторые другие мелочи).

Однако на деле госорганы нередко заключают с поставщиками контракты, обходясь вообще без тендеров или проводя закрытые конкурсы (доля открытых конкурсов в первом полугодии 2003 года составила всего 6,2%).

На госзакупки приходятся примерно 40% расходной части бюджета. По прогнозам, в будущем году объем госзакупок составит 750 млрд руб. по всем уровням бюджетов включая гособоронзаказ. В 2002 году объем закупок для госнужд составил более 300 млрд руб. В 2001 году госорганы закупились на 446 млрд руб., а в 2000 году -- на 343 млрд руб.

В июле главное контрольное управление президента обнародовало данные проверки эффективности того, как власти тратят бюджетные деньги. По подсчетам ГКУ, за последние три года без всяких конкурсов было оформлено около трети госзаказов, а в регионах и того больше. Еще треть госзакупок не подкрепляется расчетами, которые бы обосновывали выбор той или иной компании. Требования к поставщикам формулируются так, что им отвечают только один-два заранее известных участника. Например, указываются точные размеры уставного капитала компании.

Теперь же, если одобренный правительством законопроект будет принят, на основе конкурса должны будут осуществляться все закупки для госнужд -- за исключением случаев, когда в природе существует лишь один поставщик необходимых товаров или услуг. Все госзаказчики должны будут как можно более громко анонсировать проведение конкурсов.

Как рассказали "Газете.Ru" в МЭРТ, до сих пор объявления о конкурсах помещались в бюллетене "Конкурсные торги" -- и только там. Поэтому многие потенциальные участники о них часто просто не знали. После заседания правительства первый замминистра экономического развития Андрей Шаронов объявил, что с 1 января 2004 года информация о конкурсах будет также размещаться на специальном интернет-портале.

Кроме объявлений, там будут публиковаться сведения о результатах конкурса, условиях, предложенных компанией-победителем, сообщения о внеконкурсных закупках и их условиях. По мнению Шаронова, это должно стимулировать потенциальных участников конкурсов к приходу в те сферы, где закупки сейчас осуществляются внеконкурсным путем, так как на конкурс подается только одна заявка.

В своем законопроекте МЭРТ также предлагает расширить возможности иностранных поставщиков и при этом не забыть отечественных. Пока иностранцы могли конкурировать с нашими только при поставках продукции на сумму, не превышающую 1 МРОТ (с 1 октября -- 600 рублей), -- то есть, например, карандашей. Минэкономразвития же предлагает предоставить иностранным производителям возможность осуществлять и более крупные поставки (например, поставлять компьютеры, выполнять заказы на строительство зданий). Только к удовлетворению нужд национальной безопасности и обороны иностранцев не подпустят.

Кроме того, если один и тот же товар у отечественного производителя не более чем на 15% дороже, чем у иностранного, при прочих равных, госзаказчик должен купить у отечественного. При определении победителя конкурса шансы на победу будут больше у тех участников, которые привлекают в качестве субподрядчиков малые предприятия.

МЭРТ также предлагало при индексации тарифов естественных монополий учитывать рост затрат на сырье и материалы только при условии, что они были закуплены с соблюдением конкурсных процедур. Однако, по словам Шаронова, правительство сочло такой вариант давления на естественные монополии "слишком радикальным".

При этом правительство выразило неудовлетворение состоянием дел с закупками, осуществляемыми естественными монополиями. В 2002 году на конкурсной основе они закупили лишь 10% товаров и услуг. Экономия на конкурсных закупках составила 8%, в то время как мировая практика свидетельствует о том, что конкурсные процедуры при закупках позволяют экономить до 30% стартовой цены.

По решению правительства, в ближайшие дни МЭРТ и другие министерства и ведомства должны представить в правительство проект постановления об ужесточении требований к госзаказчикам при проведении закупок для госнужд. Это постановление будет включено в законопроект. По словам Андрея Шаронова, при проведении госзакупок через конкурс заказчики должны будут указывать в протоколах обоснования цен. По мнению разработчиков законопроекта, эта мера поможет сделать работу конкурсной комиссии более прозрачной. В проекте протокола разработчики также должны будут указать точные критерии определения победителя.

Законопроект будет еще раз рассмотрен правительством после того, как заключение по нему вынесет Главное государственное правовое управление. Затем он будет внесен в Госдуму. Скорее всего, это произойдет в ноябре.

Источник: Газета.RU