20.10.2003

Алкогольная филателия. Заводам не хватило акцизных марок



Роман Кутузов

         Многие российские заводы по производству алкогольных напитков начиная с сентября работают с перебоями, а иногда даже останавливаются из-за нехватки недавно введенных в обращение федеральных акцизных марок нового образца. Представители налоговой службы (именно она выдает предприятиям марки) говорят, что марки просто не успели напечатать в достаточном количестве. Глава МНС Геннадий Букаев уже пообещал изменить механизм выдачи марок, чтобы избежать подобных проблем в будущем.

        В 2001 г. правительство распорядилось наклеивать на упаковку алкогольных напитков крепче 9 градусов две акцизные марки - федеральную и региональную. Весной нынешнего года власти решили ввести новые федеральные акцизные марки, с усиленной защитой от подделки. Согласно постановлению правительства "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца" от 11 апреля 2003 г. новые марки должны были поступить в обращение с 1 июня, а с 1 сентября районным УМНС было предписано прекратить выдачу производителям спиртного марок старого образца. В месяц, по данным Госкомстата, в России продается около 24 млн дал водки, вин и других алкогольных напитков - это соответствует, как минимум, 480 млн акцизных марок. Печатают марки специально уполномоченные типографии, в том числе Гознак.

        Как сообщил "Ведомостям" учредитель водочной компании "Столичный трестъ" Игорь Поляков, ликероводочные заводы (ЛВЗ) Московской области уже второй месяц испытывают "катастрофический дефицит" акцизных марок. "С момента введения новых марок [наш] завод простаивал в общей сложности 14 дней", - вторит Полякову глава петербургской группы "Ладога" Вениамин Грабар. Наличие проблем с акцизными марками на условиях анонимности подтвердили "Ведомостям" сотрудники таких крупных предприятий, как московский ЛВЗ "Кристалл" и подмосковный "Топаз".

        Сама по себе идея смены акцизных марок не вызвала протеста у производителей, вынужденных конкурировать с нелегальными поставщиками водки. "Идея была хорошая, но процесс не смогли нормально организовать", - говорит Грабар. "Марки нового образца очень хорошие, с дополнительной защитой от подделки, - соглашается Игорь Поляков. - Однако неорганизованность работы госорганов все испортила". По его словам, с начала сентября водочное производство "Столичного треста" простаивало примерно 25% рабочего времени. Недополученную прибыль он оценивает примерно в 6 млн руб. По словам Грабара, в результате простоев "Ладога" не смогла удовлетворить заказы клиентов примерно на $400 000 (около 12 млн руб. ).

        В МНС получить комментарии в пятницу не удалось: пресс-служба министерства предложила подождать ответа "в течение месяца". Однако в управлении МНС по Московской области "Ведомостям" подтвердили, что в последнее время марок и вправду не хватало - а в особенности в начале сентября. "Однако сейчас принимаются меры, ситуация нормализуется. В частности, в область завозятся марки из других регионов, где нет дефицита", - говорит начальник пресс-службы УМНС по Московской области Ильшат Байчурин. По его словам, проблемы возникли из-за того, что Гознак не успел вовремя напечатать необходимое количество новых акцизных марок.

        В Петербурге причина дефицита аналогичная. "К нам возят акцизные марки с Пермской фабрики Гознака, - говорит Грабар из "Ладоги". - При том что в Петербурге у них тоже есть фабрика. Мы неоднократно писали письма об этом в Минфин, но ответа так и не получили". В самом Гознаке комментировать ситуацию отказались.

        Между тем дефицит федеральных марок нового образца уже привлек внимание руководства МНС. По данным информагентства РБК, в пятницу министерство обнародовало новую схему выдачи акцизных марок, которая вступит в действие с начала 2004 г. Предполагается, что все крупные алкогольные предприятия будут получать марки централизованно, через межрегиональную инспекцию N 3 МНС России. Межрегиональная инспекция будет получать марки с Гознака специальной фельдъегерской почтой. "Складывается абсурдная ситуация, когда выпуск объема акцизной продукции привязывается к возможностям печатания марок", - цитирует агентство главу МНС Геннадия Букаева.

        ЦЕНА ВОПРОСА: В похожую ситуацию алкогольная отрасль попала в середине 2001 г. , когда впервые была введена региональная специальная марка. Ее не успели напечатать в достаточном количестве, и заводы стали останавливаться. В итоге в июне 2001 г. производство виноградных вин в России упало на 53,1% по сравнению с тем же месяцем предыдущего года. Выпуск коньяков снизился на 52,3% , игристых вин - на 52,8% , а водки - на 16%.

Источник: Ведомости