20.10.2003

Рынок ноутбуков ставит рекорды



Роман Дорохов

         По данным аналитиков IDC, продажи ноутбуков в России в III квартале 2003 г. выросли чуть ли не вдвое по сравнению с прошлым годом. Игроки рынка и эксперты объясняют рекордный рост спроса на мобильные компьютеры самыми разными причинами: резким снижением цен, увеличением производительности и функциональности ноутбуков, а также массовыми рекламными кампаниями в прессе.

        "Предварительные данные IDC за III квартал 2003 г. показывают, что темпы ежегодного прироста рынка персональных компьютеров всех категорий (настольные, портативные компьютеры и ПК-серверы) в России составили более 20% и превысили аналогичные показатели Западной Европы", - пишет в пятничном отчете Андрей Верховод, ведущий аналитик московского офиса IDC.

        По мнению IDC, такую динамику можно считать обычной для нашей страны - так, в первом полугодии продажи персональных компьютеров всех категорий росли даже быстрее, увеличившись на 27,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Зато III квартал порадовал другим достижением. "IDC зафиксировала в России действительно рекордный показатель - ежегодный прирост рынка портативных компьютеров превысил 90% , - говорит Верховод. - Хотя последние три года сектор портативных компьютеров рос темпами, значительно превосходящими рост всего рынка ПК, они не превышали 50% в год".

        В предварительном отчете IDC не приводит абсолютные цифры по России за III квартал 2003 г. , однако приводит данные, что во II квартале объем рынка ноутбуков в штуках составил около 35 000. Основные игроки рынка, по версии IDC, - Rover Computers, Toshiba, Hewlett-Packard, Asus и IBM. По словам Верховода, промежуточные данные не позволяют делать окончательных выводов обо всех причинах роста, но главной его причиной стало удешевление ноутбуков. "Рынок перешагнул очередной ценовой барьер, вызвав рост спроса среди тех пользователей, для которых более привлекательной стала покупка нового ноутбука, а не восстановленной или подержанной модели", - объясняет аналитик.

        За последние годы число игроков российского рынка ноутбуков значительно выросло. На прошлой неделе, например, о начале продаж мобильных ПК объявила корейская компания LG Electronics. "Рынок ноутбуков растет быстрыми темпами, и это привлекает как иностранных производителей, так и российских", - говорит коммерческий директор торговой сети "Белый ветер" Татьяна Степина.

        С оценками IDC темпов роста отечественного рынка ноутбуков соглашается президент компании Rover Computers Сергей Шуняев. По его мнению, резкий рост продаж вызван огромным отложенным спросом на ноутбуки. "Раньше они были менее мощными, чем настольные компьютеры, и воспринимались как игрушка, - объясняет Шуняев, - но недавно ноутбуки сравнялись по производительности с настольными ПК". Во всем мире продажи ноутбуков и настольных компьютеров приблизительно сравнялись, добавляет Шуняев, а в России на ноутбуки приходилось всего лишь 3 - 5% от общих продаж в штуках.

        "Феноменальный рост - продажи в сентябре были просто фантастическими", - радуется Александр Панько, начальник отдела маркетинга компании "НКА-Групп", продающей ноутбуки под маркой iRU. Панько объясняет рост продаж ноутбуков общим снижением цен и увеличением числа точек розничных продаж. "Крупные сети еще год назад не занимались продажей ноутбуков, - поясняет он. - Кроме того, помогла и массированная рекламная раскрутка мобильных компьютеров. На телевидении прошла реклама ноутбуков Rover, Toshiba, iRU, Hewlett-Packard". Впрочем, Шуняев считает, что рекламные кампании сказались лишь на перераспределении долей между игроками рынка, а не на общем его росте.

Источник: Ведомости