20.10.2003

Время покупать. России поставлен рекорд потребительского оптимизма



Диляра Ибрагимова

         В ближайшие месяцы Россию накроет волна очередного потребительского бума. Об этом свидетельствует бурный рост индекса потребительских настроений, в сентябре достигший исторического максимума. Подъем будет опираться на "низшие средние" слои россиян, чье участие в буме стало возможным благодаря бурному развитию потребительского кредита.

        Индекс потребительских настроений (ИПН) вырос в сентябре 2003 г. до 95,9 пунктов по сравнению с 90,4 в июле. С исключением сезонных факторов ИПН поднялся на 8,2% , превысив исторический максимум, зафиксированный в сентябре 2001 г. (95,5). Сентябрьский рывок обусловлен улучшением оценок текущего личного материального положения и ситуации на потребительском рынке. Личное благосостояние растет благодаря увеличению занятости, что позволяет надеяться на существенный рост денежных доходов в ближайшее время. Оптимизм покупателей подогревается также значительно расширившимся потребительским кредитованием.

        ИПН позволяет прогнозировать краткосрочные изменения в сфере расходов и сбережений потребителей. Он рассчитывается на основе опросов, проводимых раз в два месяца по всероссийской выборке. Значения индексов, являющихся компонентами ИПН, изменяются в диапазоне от 0 до 200. Если индекс больше 100, в обществе превалируют позитивные оценки, если меньше - негативные.

        Впервые с ноября прошлого года резко (на 8% со снятой сезонностью) улучшились оценки населением собственного текущего материального положения. Это объясняется позитивными сдвигами в сфере занятости, а значит, в ближайшие месяцы можно надеяться на существенный рост денежных доходов. Наряду со снижением суммарной задолженности по заработной плате ослабло влияние и такого негативного фактора, как несоответствие роста цен росту семейных доходов. Доля респондентов, указавших, что "цены росли быстрее, чем семейные доходы", сократилась с 54,4% в июле до 45,8% в сентябре.

        Наибольшую степень финансовой удовлетворенности демонстрируют лица средних и старших возрастов (рост индекса в этих группах составил соответственно 10,8% и 9,7% ). Это закономерно, поскольку уровень реальной зарплаты в августе в целом по экономике увеличился на 1,6% (с исключением сезонного фактора) , а индексация пенсий на 8% с учетом августовской дефляции привела к их реальному росту по отношению к предыдущему месяцу на 8,4%.

        В сентябре устремились вверх и компоненты индекса потребительских ожиданий, правда, более скромными темпами, чем текущие оценки. Люди демонстрируют прилив оптимизма в отношении личного благосостояния (соответствующий индекс вырос со снятой сезонностью на 7% ), что, очевидно, связано с увеличением заработной платы бюджетникам, которое намечено на октябрь, а также с ожиданием роста доходов благодаря улучшению ситуации на рынке труда.

        Самый бурный рост из всех компонентов ИПН в сентябре демонстрирует индекс крупных покупок, который вырос до 99,5 по сравнению с 89,4 в июле (с исключением сезонности рост составил 16,7% ). Это рекорд за всю историю измерений. В основе взлета - потребительское кредитование, возможности получения которого значительно расширились. Согласно данным последнего опроса, 17,6% респондентов (против 10,5% в июле) - т. е. практически каждый шестой ответивший - назвали возможность получения кредита благоприятствующим фактором для крупных покупок. Это позволяет с большой вероятностью ожидать заметного роста потребительской активности в конце октября - ноябре.

        Рост будет происходить в первую очередь за счет вовлечения в товарооборот более широких ( "низших средних") слоев населения. В потребительских приоритетах увеличилась значимость таких товаров, как видеомагнитофон, СВЧ, стиральная машина-автомат (доля лиц, собирающихся их приобрести в ближайшие два месяца, возросла с 12,3% до 20,3% ), а также предметов мебели (26,1% против 19,6% в июле). Это как раз те товары, которые более обеспеченные слои населения уже приобрели и/или обновили, а менее обеспеченные благодаря расширению кредита могут сделать это в ближайшее время.

        Радужную картину омрачает лишь то, что значительная часть спроса на товары длительного пользования покроется, видмо, импортом. Косвенно это подтверждается тем, что большинство россиян пессимистично оценивают перспективы роста промпроизводства и повышения его конкурентоспособности. Перспективы развития национальной экономики благоприятны, но пока еще очень неустойчивы.

Источник: Ведомости