21.10.2003

Растворы вместо порошков. Производители ставят на жидкие моющие средства



Андрей Мусатов

         САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Германский концерн Henkel делает в России ставку на жидкие моющие средства. До конца 2004 г. он вложит в расширение их производства на предприятии "Хенкель-Эра" в Ленинградской области около $11,5 млн. Участники рынка полагают, что Henkel выбрал верное направление - однако по нему двигаются и конкуренты компании.

        В 1993 г. Henkel приобрел пакет акций ОАО "Эра" в Тосно, Ленинградская область. В России Henkel принадлежат также заводы ООО "Хенкель-Юг" (Саратовская область) и ОАО "Хенкель-Пемос" (Пермь). Оборот подразделения моющих и чистящих средств компании Henkel в России за первую половину 2003 г. составил около $57 млн. Оборот Henkel в мире превышает 15 млрд евро.

        Пресс-служба "Хенкель Россия" сообщила вчера, что в 2003 - 2004 гг. инвестиции в реорганизацию и техническое перевооружение ОАО "Хенкель-Эра" составят 350 млн руб. Часть этой суммы пошла на создание нового производства моющих средств, которое было запущено в апреле этого года. Новая линия мощностью 12 000 т в год обошлась компании в 2,8 млн евро. Линия выпускает продукцию под марками Vernel (кондиционер для белья) , Pril Gel (средство для мытья посуды) , чистящее средство Bref и "Пемолюкс-гель". Кроме продаж на российском рынке компания намерена поставлять эту продукцию в Казахстан и страны Балтии. После строительства второй очереди производства мощность составит 24 000 т в год. Кроме того, по данным пресс-службы, планируется заменить картонную упаковку стиральных порошков пластиковой.

        В начале года компания объявила, что к середине 2004 г. намерена увеличить свою долю рынка с 25% до 30% за счет развития производства жидких моющих и чистящих средств. По оценке генерального менеджера подразделения моющих средств "Хенкель Россия" Кристиана Пошика, доля жидких чистящих средств на российском рынке сейчас составляет 5 - 10%. В Европе доля этих средств достигает 30 - 50% , а в США - до 70%. Пошик рассчитывает, что популярность жидких моющих средств в России будет расти.

        Другие участники рынка уже почувствовали эту тенденцию. Георгий Соустин, менеджер по связям с общественностью компании Procter & Gamble в Восточной Европе, говорит, что его компания первой начала производить в России жидкий стиральный порошок Ariel Gel. На подмосковной фабрике Procter & Gamble производится также кондиционер для белья Lenor и чистящее средство Comet Gel. Соустин говорит, что сегмент жидких моющих средств - самый быстро растущий в Западной Европе.

        По словам Марины Малыхиной, директора агентства Magram Market Research, сейчас действительно наблюдается тенденция к переходу от абразивных моющих средств к жидким, которые позиционируются в премиум-сегменте. "Сейчас идет массированная рекламная кампания, цель которой - донести до потребителя следующую мысль: такая дорогая вещь, как, например, плита, прослужит дольше, если использовать моющие средства, которые не портят ее поверхность, т. е. жидкие", - говорит Малыхина.

        По словам одного из участников рынка, не пожелавшего назвать свое имя в печати, "Хенкель-Эра" предпринимает верные шаги, однако делает это слишком нерешительно. "Для того чтобы занять достойные позиции на рынке, компании придется вкладывать больше средств", - говорит он.

        По данным исследовательской компании TNS, за последний год количество потребителей, предпочитающих жидкие средства для мытья посуды, выросло с 69% до 78% , а число тех, кто использует гель для уборки квартиры, выросло c 17% до 29%.

        По данным исследовательской компании "КОМКОН", из чистящих средств среди городского населения России наибольшей популярностью пользуется "Пемолюкс" (39% ), Comet (32% ). Comet Gel пользовались 17% потребителей. Среди средств для мытья посуды наиболее популярно Fairy (56% ), на втором месте "Пемолюкс" (26,5% ).

Источник: Ведомости