21.10.2003

"УАЗ" не хуже "Жигулей"



Юлия Федоринова

         "Северсталь-Авто" представила первую в истории компании консолидированную отчетность по МСФО. Компания сумела в прошлом году показать практически такой же уровень рентабельности, как и флагман российского автопрома - "АвтоВАЗ". В 2002 г. рентабельность "Северсталь-Авто" составила около 10% , а в 2003 г. компания надеется увеличить этот показатель до 12 - 13%.

        ОАО "Северсталь-Авто" было создано в 2002 г. По данным самой компании, она контролирует 87% акций Заволжского моторного завода (ЗМЗ) и 61% акций Ульяновского автомобильного завода (УАЗа). За девять месяцев 2003 г. УАЗ увеличил выпуск автомобилей на 10,6% по сравнению с тем же периодом 2002 г. до 57 500, ЗМЗ нарастил выпуск двигателей на 13,2% до 20 900.

        Согласно опубликованному вчера финансовому отчету "Северсталь-Авто" по стандарту IAS, оборот компании в 2002 г. вырос на 5% - с 14,7 млрд руб. до 15,4 млрд руб. , а чистая прибыль уменьшилась почти вдвое - с 958 млн руб. до 546 млн руб. против 2001 г. Впрочем, директор по корпоративным финансам "Северсталь-Авто" Николай Соболев отмечает, что снижение чистой прибыли носит "бумажный" характер. Он объясняет, что в отчете за 2001 г. была учтена прибыль от реструктуризации задолженности перед бюджетами, составившая 1,959 млрд руб. В 2002 г. этот показатель был значительно ниже. Что и привело к снижению чистой прибыли. В реальности же, по словам Соболева, компания продемонстрировала хороший рост - в основном за счет введения контроля издержек и оптимизации закупок на УАЗе и ЗМЗ. Благодаря этому себестоимость продукции заводов снизилась на 4,5% до 12,5 млрд руб. В совокупности с ростом выручки это привело к увеличению операционной прибыли - до 934 млн руб. в прошлом году против убытка в 185 млн руб. в 2001 г.

        Соболев также отметил, что EBITDA компании в 2002 г. составила 1,473 млн руб. против 339 млн руб. в 2001 г. Причем, по словам менеджера "Северсталь-Авто", рентабельность по EBITDA выросла в 2002 г. по сравнению с предыдущим годом с 2% до 10%. Соболев обещает, что в нынешнем году этот показатель вырастет до 12 - 13% , а консолидированная выручка увеличится на 24 - 25%. Комментировать вопрос о том, не связан ли выпуск отчетности по МСФО с возможными планами компании по выходу на западные финансовые рынки, Николай Соболев не стал.

        Большинство опрошенных "Ведомостями" аналитиков соглашаются, что падение чистой прибыли "Северсталь-Авто" произошло исключительно на бумаге. Андрей Кормилицын из "Тройки Диалог" поясняет, что в баланс включено очень много "не денежных статей" (прибыль от реструктуризации задолженности, от изменения справедливой стоимости инвестиций и др. ). По словам Александра Агибалова из "Атона", реальный уровень чистой прибыли "Северсталь-Авто" за вычетом всех "не денежных позиций" в 2002 г. составил около 622 млн руб. , в то время как в 2001 г. у компании был небольшой чистый убыток. По мнению Агибалова, успехи УАЗа и ЗМЗ являются заслугой финансистов компании. Он отмечает, что по уровню рентабельности "Северсталь-Авто" догоняет бессменного лидера по этому показателю - "АвтоВАЗ". В 2002 г. рентабельность по EBITDA последнего также составила около 10%. Впрочем, Елена Сахнова из ОФГ считает такое сравнение некорректным, так как эти предприятия выпускают разную продукцию.

Источник: Ведомости