21.10.2003

Убытки по облигациям. Страховщики США потеряли $24,3 млрд



Тео Фрэнсис

         Американские компании по страхованию жизни в 2001 - 2002 гг. потеряли $24,3 млрд от вложений в облигации: многие эмитенты, пострадавшие от экономического спада, оказались не в состоянии расплачиваться по долгам. Но в исследовании Moody's говорится, что многие страховщики умело скрыли эти потери в своей отчетности.

        Потери страховщиков по инвестиционным портфелям, состоящим из облигаций и привилегированных акций, составили $15,4 млрд в 2002 г. и $8,9 млрд в 2001 г. Убытки стали следствием "дефолтов на рынке облигаций, беспрецедентных по своему числу и объемам", говорит Роберт Ригел, управляющий директор подразделения Moody's. "Для многих [страховых] компаний это еще не конец света, но потери были весьма болезненными", - отмечает аналитик Moody's. Артур Флигелман. Исследование Moody's составлено на основании анализа финансовой отчетности 175 компаний по страхованию жизни.

        Однако истинный размер убытков страховщиков оказался скрыт. Многие компании не декларировали убытки, а зачитывали их доходом, реализованным по другим облигациям. Например, компания, понесшая убыток по облигациям, эмитенты которых объявили дефолт, может продать облигации, цены которых выросли. По оценкам Moody's, в 2001 г. страховщики зачли доходами от продажи выросших в цене облигаций 31% убытков, а в 2002 г. - 24%. "Если вы аналитик и глубоко копаете, то сможете получить информацию, чтобы понять, что же на самом деле происходит, - говорит Ригел. - Но если вы смотрите только на цифры в заголовках, которыми компании кормят публику, вы не сможете этого понять".

        Как выяснили эксперты Moody's, в 2002 г. убытки страховщиков по портфелям облигаций соответствовали в среднем 7,26% капитала и 79% операционной прибыли до уплаты налогов. Однако показатели компаний сильно различались. Например, убытки Conseco Annuity Assurance по портфелю облигаций в пять раз превышали ее операционную прибыль до уплаты налогов, а USAA Life Insurance вообще не понесла таких убытков. В декабре 2002 г. Conseco сама подала на банкротство, став третьим по размеру активов банкротом в корпоративной истории США, а прошедшей весной руководство компании ушло в отставку. По заявлению Conseco, в 2003 г. она почистила свой инвестиционный портфель, что позволило ей укрепить капитальную базу.

        Нередко убытки являлись следствием плохих инвестиционных решений страховщиков. "Некоторые компании делали достаточно большие ставки на конкретных эмитентов. Их крупнейшие инвестиции зачастую оказывались их худшими инвестициями", - говорит Флигелман. По его словам, после таких громких банкротств, как Enron и WorldCom, многие страховщики снижают лимиты на облигации одного эмитента в своих портфелях, например с 1% до 0,5%. (WSJ, 20. 10. 2003, Михаил Оверченко)

Источник: Ведомости