22.10.2003

Они и вправду едят лягушек. Завтра в России выходит "Трио из Бельвилля"



На последнем Каннском фестивале внеконкурсный показ французского «Трио из Бельвилля» стал одним из главных событий. Многие зрители на вопрос «что удалось посмотреть хорошего?» отвечали вполне однозначно, забывая о шедеврах фон Триера и Гринуэя: мол, лучше всего был этот мультик, где лягушек ели.

У каждого из нас в жизни есть области, которые оставляют нас совершенно равнодушными – кто бы по ним ни сходил с ума. Филателист за марку удавится, а нам она безразлична; болельщик за свою команду глотку кому хошь перегрызет, а мы ее название впервые слышим. Но порой наступает момент, когда эта неинтересная область вдруг обратит на себя твой взор: значит, что-то случилось, кто-то вмешался. Как правило, функции подобного вмешательства берет на себя искусство. Никто не способен так переубедить, как хорошая книга, песня, фильм. Возьмем те же велосипеды – кому до них вроде бы дело в наш атомный-ядерный век? И какая разница, что несколько тысяч безумцев фанатствуют вокруг этих двухколесных развалюх и их соревнований? Но вот выпустит ансамбль Kraftwerk альбом под названием Tour de France, снимет гениальный датский режиссер Йорген Лет два-три фильма о велогонках - и поневоле задумаешься. Полнометражный мультфильм «Трио из Бельвилля» заставит многих изменить свое отношение к велосипедам и их наездникам. Более того: избавятся от своего предубеждения многие киноманы, до сих пор утверждавшие, что на дух не переносят анимационное кино.

Сюжет фильма сводится к тому, как бабушка воспитала внука-велосипедиста, а его похитили злые мафиози, и тогда бабуся в компании жирной и ленивой собаки спасла внучка, разгромив бандитов. Помогли ей в этом три старухи-мымры, в юности выступавшие в кабаре – так называемое «бельвилльское трио». Так себе история. Сопереживать неизменно молчаливым и не слишком симпатичным персонажам нелегко. Да и тема какая-то выморочная – что за велосипеды, какой Бельвилль, зачем сплошные старухи? Наконец, непонятно, для кого это все сделано. Мультфильм для взрослых, что ли? Если нет, почему показывать его начинают на одном сеансе в 23.00? Если да, то зачем взрослым все это? Ни тебе политических аллюзий, ни эротических элементов. Опять же, встает безответный вопрос из детства: зачем снимают мультфильмы для взрослых – взрослые же терпеть не могут мультфильмы!

Посмотрите фильм, и ваше праздное любопытство мгновенно уймется. В «Трио из Бельвилля» нет многих компонентов, важнейших для Большого Кино, но есть другой – самый главный в анимации. Его авторам, молодому французу Сильвену Шоме и загадочному вроде-бы-болгарину Евгению Томову, удалось создать полноценный магический мир, какой можно встретить только в экстремально талантливом мультфильме. Столь цельную и завораживающе убедительную, прописанную во всех – даже самых бессмысленных – деталях вселенную мы видели разве что в ранних мультиках Диснея, в «Рейнеке Лисе» Владислава Старевича, в некоторых произведениях Юрия Норштейна да в американском «Южном Парке». Что мы, собственно, знаем об этом мире? Во-первых, что он пришел из прошлого – пятидесятых-шестидесятых, известных нам по старым комедиям и пародийно-гротесково воссозданных здесь… не без ностальгической нежности, впрочем.

Во-вторых и в главных, это мир французский, франкоязычный и франкоговорящий (хотя слов в «Трио из Бельвилля» - кот наплакал). Недаром фильм – результат совместных усилий кинематографистов из Франции, Бельгии и Квебека. В обществе, стремительно катящемся к глобализации, такая картина – ей-богу, глоток свежего воздуха. Тут не только Эйфелева башня маячит на горизонте. Не только мафия – французская, ясное дело – похищает велосипедистов с Tour de France для своих черных винодельческих нужд. Не только звучит аккордеон. Не только береты, кокетливые зонтики и платьица в горошек. Тут все – французское. Когда бабуся, преследуя похитителей своего непутевого внука, отправляется на водном велосипеде через океан, покидая родную европейскую метрополию, конечным пунктом ее назначения оказывается фантастический город Бельвилль – огромный, неправдоподобный мегаполис, где едят гамбургеры, где все люди делятся на жирных обывателей и тощих бомжей. Так ведь и там заправляют французские мафиози, а встреченные под мостом музыкальные старушки питаются исключительно выловленными в ближайшем пруду лягушками. Лягушки у них на первое – в виде похлебки, на второе – как шашлыки, а на десерт – в качестве мороженого. И что с того, что во Франции лягушек найдешь едва ли в каждом пятидесятом ресторане (как правило, таиландском)! Считаете французов лягушатниками? Получайте то, чего ждали.

Хотя фильм, конечно, не о кулинарии, не о велосипедистах, даже не о бабушкиной беззаветной любви. Он предписан любым возрастам именно потому, что его главная тема – возвращение в детство. Когда играл аккордеон, крутились колеса, мечталось о будущем. И хотелось во Францию. Пусть там и питаются лягушками.

Источник: Газета