22.10.2003

Единых розничных цен на "Жигули" не будет



Мария Рожкова
Глеб Столяров

         "АвтоВАЗ" отказался от идеи установить по всей России единые розничные цены на свои автомобили. Поскольку завод является монополистом на отечественном авторынке, то такой ценовой диктат будет нарушать антимонопольное законодательство. Несмотря на это, завод собирается продолжить борьбу за унифицирование розничных цен, хотя дилеры не спешат работать по единым правилам.

        По данным "АСМ-Холдинг ", за восемь месяцев этого года в России было продано 676 762 машины отечественного производства, 478 354 из них составили продажи машин, произведенных "АвтоВАЗом". В прошлом году "АвтоВАЗ" выпустил 702 966 автомобилей, получил 92,3 млрд руб. выручки и 700 млн руб. чистой прибыли.

        31 марта "АвтоВАЗ" установил единые отпускные цены на свои автомобили. Одновременно с этим для дилеров были установлены единые рекомендованные розничные цены, на 9% превышающие отпускные. По словам начальника управления организации и развития сервисно-сбытовой сети "АвтоВАЗа" Сергея Шабанова, это было сделано для того, чтобы выравнять цены на машины в Тольятти и других регионах. "Это привело бы к стабилизации рынка, - сказал "Ведомостям" первый замгендиректора "Автоцентр-Тольятти-ВАЗ" Вячеслав Костин. - В Тольятти перестали бы ездить покупатели из регионов за дешевыми автомобилями".

        Но добровольно торговать по единой цене дилеры не захотели. Замгендиректора компании "Ростов-Лада" Валерий Петров рассказал "Ведомостям", что сегодня у большинства региональных дилеров цена на автомобили "ВАЗ" выше рекомендуемой, поскольку дилеры "тольяттинской площадки" продают им автомобили с наценкой, превышающей рекомендуемую наценку для оптовых продаж на 2,16%. Тогда "АвтоВАЗ" решил установить единую розничную цену, обязательную для всех продавцов, и летом объявил, что планирует ввести единые цены с 2004 г.

        Однако вчера Сергей Шабанов сообщил "Ведомостям", что завод не будет прописывать в договорах с дилерами единые розничные цены, так как анализ показал, что это противоречит антимонопольному законодательству. Руководитель пресс-службы МАПа Лариса Булгакова подтвердила это "Ведомостям", заметив, что обращений на этот счет от "АвтоВАЗа" не поступало. "АвтоВАЗ" обеспечивает более 35% российского производства автомобилей и потому включен в реестр монополистов, - говорит Булгакова. - Заводу дозволено устанавливать единые отпускные цены, если они не будут необоснованно занижены или завышены, а вот розничные цены в соответствии со ст. 6 закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" завод диктовать не может, чтобы не нарушать конкуренцию между дилерами".

        Директор по правовым вопросам ЗАО "БДО Юникон" Геннадий Адамович соглашается, что закон запрещает заключать соглашения с дилерами о переходе на единые розничные цены. Однако конкуренты "АвтоВАЗа" отмечают, что установление единых розничных цен - это общепризнанная мировая практика, которая используется для удобства клиента, которому не нужно далеко ездить за новой машиной. "Единая рекомендованная цена зафиксирована в договорах Mitsubishi с импортерами, - говорит Валерий Тараканов, директор по маркетингу компании "Рольф Холдинг ", торгующей Mitsubishi. - Она строго соблюдается дилерами, и практически во всех регионах России цена на Mitsubishi одинаковая". PR-менеджер Volkswagen в России Андрей Гордасевич говорит, что пока его компания не регулирует цены на свои машины в России и стоимость одной и той же модели в московских салонах может отличаться на 100 - 200 евро. "В ближайшее время эта ситуация изменится, Volkswagen намерен установить в России единую рекомендованную цену, что позволит нам увеличить продажи", - говорит Гордасевич. А Горьковский автозавод, по словам сотрудника пресс-службы ГАЗа Сергея Ланового, собирается уравнять розничные цены на свою продукцию с начала следующего года. "Это позволит уравнять рынок по всем регионам, избавиться от серых дилеров", - уверен Лановой.

Источник: Ведомости