22.10.2003

Таможня погрузилась в роскошь. Проводится масштабная проверка поставщиков luxury



Как стало известно Ъ, Государственный таможенный комитет (ГТК) проводит масштабную проверку деятельности компаний, поставляющих в Россию товары luxury. Прежде всего таможенников интересует достоверность декларирования импортерами заявленной стоимости дорогой одежды, обуви и аксессуаров. В частности, таможенники уже успели проверить бутики, принадлежащие компании Mercury. Другие импортеры ждут проверяющих со дня на день.

           По оценкам участников рынка, за последний год оборот российского рынка товаров luxury – дорогой одежды, часов, ювелирных украшений и предметов интерьера – вырос вдвое, достигнув $2-2,5 млрд. Средняя торговая наценка составляет от 200 до 250% (вещь, купленная в Европе за 100 условных единиц, в российском бутике будет стоить около $300).

       В компании Mercury подтвердили, что в течение всей прошлой недели их магазины проверяли таможенники. "Проверка, осуществляемая сотрудниками ГТК, носила плановый характер,– заявили в компании Mercury.– Она проводилась в целях улучшения работы таможни с товарами класса люкс, а также в целях борьбы с "серым" импортом и поставщиками контрафактной продукции. Проверка проходила корректно".

       В ГТК сообщили, что проверкам подверглась не только Mercury, но и другие компании, импортирующие товары luxury. "Все проверки проводятся в рамках подготовки к вступлению нового Таможенного кодекса,– заявили в ГТК.– Это касается прежде всего товаров, входящих в группу риска (в нее входят товары, которые, по данным таможенников, наиболее часто ввозятся с занижением таможенной стоимости.– Ъ), к которым относятся и luxury".

       В большинстве компаний, поставляющих в Россию товары luxury, отвечать на вопросы корреспондентов Ъ категорически отказались. Тем не менее президент компании "Крокус Интернешнл" (управляет торговым моллом "Крокус-Сити") Арас Агаларов заявил, что о проверках он знает и ожидает, что в ближайшее время они коснутся и его компании.

       Наблюдатели полагают, что интерес ГТК к торговцам предметами роскоши не случаен. Представитель одной из компаний отметил, что на российском рынке товаров luxury, пожалуй, нет ни одной компании, которая бы работала полностью "в белую" – то есть декларировала бы на таможне все ввозимые ею товары по реальной цене и в реальных объемах. Чаще всего импортеры просто занижают стоимость ввозимого товара. Делается это по следующей схеме: одежда декларируется на таможне $35-50 за штуку (в бутике ее стоимость будет варьироваться от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов) – таким образом размер таможенной пошлины снижается до минимума, а у импортера соответственно снижаются издержки.

       Впрочем, учитывая нынешний интерес ГТК, при котором сотрудники таможни регулярно проводят проверки в бутиках и сравнивают цены ввозимого товара с теми ценами, по которым одежда и обувь продаются в магазинах, компании-импортеры пользуются другой, но не менее хорошо известной схемой. Как сообщили Ъ большинство импортеров, теперь часть товара растаможивают "в белую", а остальную везут в чемоданах "для личного пользования". Впрочем, в ГТК говорят, что эта схема тоже хорошо известна и будут найдены способы перекрыть нелегальные каналы поставок.

       По мнению импортеров, ситуация с таможенными проверками существенно на потребительских ценах не отразится – если торговцы поднимут цены на товары, их просто не будут покупать. Поэтому импортерам придется либо пойти на снижение прибыли, либо придумывать новые схемы ввоза товаров.

ЕКАТЕРИНА Ъ-ДОЛГОШЕЕВА, ЕКАТЕРИНА Ъ-ЛЮБАВИНА


Источник: КоммерсантЪ