23.10.2003

Илья Южанов против всех. Антимонопольный министр обвинил, кого знал



Вчера глава Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) Илья Южанов рассказал широкой публике о своих претензиях к российскому финансовому рынку. Их, как выяснилось, накопилось немало. И вчера от министра досталось буквально всем: от давно волнующего МАП Сбербанка до, казалось бы, не имеющего прямого отношения к финансовому рынку МВД. Это Илья Южанов оттачивал на журналистах речь, приготовленную для заседания правительства.

       Вчера Илья Южанов на пресс-конференции рассказал о подготовке к заседанию коллегии МАПа, которое состоится 31 октября. Коллегия эта, в свою очередь, станет последней сверкой позиций перед заседанием правительства, намеченного на 6 ноября. На нем планируется обсудить развитие финансовых рынков в России и конкурентную ситуацию на них.

       Надо заметить, что претензий у МАПа к конкуренции на российском финансовом рынке набралось немало. К тому, что МАП недоволен особым положением Сбербанка на банковском рынке или ведет борьбу с Western Union, все уже привыкли. Однако, как выяснилось вчера, за последнее время МАП заметно расширил круг своих интересов. Так, новый импульс министерству дала пенсионная реформа, с углублением которой у МАПа появились претензии к Пенсионному фонду России (ПФР). Это в принципе предсказуемо. А вот появление "автогражданки" дало неожиданный результат – в связи с ней у МАПа появились претензии к ГТК и ГИБДД. И даже МВД вчера досталось от бескомпромиссного господина Южанова. Причем все из-за тех же страховщиков, среди которых милиция объявила конкурс на страхование личного состава, не посоветовавшись с МАПом.

       Сбербанк замечен в региональном монополизме

       Тарифная политика Сбербанка не раз подвергалась критике со стороны МАПа. Вот и вчера Илья Южанов не смог умолчать о ней. Претензии его не изменились с весны, когда на Совете федерации министр Южанов обвинил Сбербанк в многократном завышении тарифов на обслуживание физических лиц. Летом МАП провел глобальное исследование рынка частных вкладов. Его результаты оказались настолько впечатляющими, что глава МАПа решил проинформировать о них премьер-министра. К примеру, выяснилось, что тарифы, взимаемые Сбербанком с населения за перевод части или всего вклада в другие банки, превышают тарифы других коммерческих банков в среднем в 2-2,5 раза.

       Эту информацию МАП отправил в правительство. Реакция Белого дома не заставила себя ждать. Ответ за подписью Михаила Касьянова, датированный 13 сентября, звучит следующим образом: "Озабоченность разделяю. Прошу рассмотреть с участием Банка России и о результатах проинформировать правительство РФ". И похоже, в ближайшее время Сбербанку придется пересмотреть свои тарифы. В декабре, по словам Ильи Южанова, этот вопрос будет поднят на наблюдательном совете банка.

       Western Union мешает работать конкурентам

       В отношении же Western Union у Ильи Южанова еще более далекоидущие планы. Он заявил, что МАП намерен обратиться в надзорные органы США (ФРС и Минюст) и гендирекцию Еврокомиссии по конкуренции. МАП намерен поделиться с ними беспокойством по поводу ограничительных условий в договорах, заключаемых Western Union с участниками платежных систем. Илью Южанова интересует, соответствуют ли данные условия антимонопольному законодательству Европы и США. При этом он намерен проинформировать зарубежных коллег о нарушении российского антимонопольного законодательства Western Union.

       "В заключаемых российскими банками и ООО 'Вестерн Юнион' соглашениях содержится стандартный пункт 4.2.8, согласно которому банку, в частности, запрещается в период действия договора взаимодействовать с другими компаниями, оказывающими услуги по оперативному переводу денежных переводов без открытия банковских счетов",– говорится в заявлении МАПа. В министерстве считают, что банки таким образом лишают права выбирать, с кем и в каких объемах сотрудничать. В пресс-службе Western Union Ъ заявили, что считают постановление МАПа безосновательным и намерены обжаловать его в суде.

       ПФР рекламирует только Внешэкономбанк СССР

       Неважно обстоят дела с конкуренцией и на еще не появившемся рынке инвестирования пенсионных накоплений. По словам Ильи Южанова, МАП направил письмо в ПФР с пожеланием не рекламировать отдельные управляющие компании. По мнению министерства, ПФР в последнее время неоднократно обнародовал доходность от инвестирования пенсионных накоплений, полученную Внешэкономбанком СССР (ВЭБ). А он назначен государственной управляющей компанией для граждан, которые не выберут частную компанию для инвестирования своих пенсионных накопления.

       "Мы внимательно наблюдали за процессом проведения конкурса по выбору управляющих компаний, наблюдаем за процессом рассылки пенсионных извещений,– заявил Илья Южанов.– ПФР же, вольно или невольно, своими высказываниями о доходности от размещения пенсионных средств, полученной Внешэкономбанком, создает неконкурентную ситуацию на рынке, так как ни одна управляющая компания не может рекламировать свою будущую доходность".

       Слова чиновников ПФР действительно выглядят странно. Ведь ПФР, озвучивая данные о доходности, называет вовсе не распределенный процент прироста денежных средств на счетах граждан. Чистый финансовый результат от инвестирования пенсионных накоплений может быть подсчитан только после продажи активов, в которые вложены эти средства. А это будет сделано лишь при передаче пенсионных средств в управление управляющим компаниям, то есть в марте 2004 года. Таким образом, по мнению МАПа, ПФР рекламирует некую будущую доходность государственной управляющей компании. А это запрещено.
       
ГИБДД и ГТК лоббируют отдельных страховщиков

       Своего начальника вчера широковещательно поддержала руководитель отдела МАПа по страховому рынку и негосударственным пенсионным фондам Лариса Жаркова. Она заявила на международном форуме страховщиков СНГ, что в отношении ГИБДД и ГТК министерство ведет расследование. МАП подозревает их в ограничении конкуренции на рынке обязательной "автогражданки". По закону контроль за наличием обязательного полиса на территории страны возлагается на ГИБДД, а на границе России – на ГТК. Таможенники проверяют наличие полисов у автовладельцев, пересекающих границу, и отвечают за предоставление страховщикам мест вблизи таможенных терминалов для продажи обязательных страховок. А ГИБДД не выдает талоны ТО и не регистрирует автомобили без обязательных полисов.

       Однако в МАПе накопились жалобы по факту создания необоснованно благоприятных условий для отдельных страховщиков. По словам госпожи Жарковой, в ряде регионов отдельные сотрудники ГИБДД содействуют Страховой компании правоохранительных органов (СКПО) и "Росгосстраху". Также ограничивается конкуренция на границе при содействии ГТК.

       "Нам вообще безразлично, полис какой компании предъявит нам автовладелец,– заявил Ъ начальник отделения отдела пропаганды ГИБДД Александр Костров.– Никому мы никаких необоснованно благоприятных условий не создаем". В пресс-службе ГТК обвинения МАПа прокомментировать не смогли, да и в ГУП РОСТЭК, который отвечает за расстановку страховщиков на границе, оставили ситуацию без комментариев, сославшись на конец рабочего дня.

       В названных компаниях наличие такого рода нарушений резко отрицают. "Вокруг нас ходит большое количество домыслов,– заявил Ъ президент СКПО Борис Туркин,– но это оттого, что мы сегодня занимаем третье место по сборам по 'автогражданке'. В конце июля на нас действительно была подобная жалоба по Нижневартовску. Там побывала выездная комиссия МАПа, которая не нашла никаких нарушений". Подобную позицию занимают и в безоговорочном лидере по продаже "автогражданки" – "Росгосстрахе" (2,6 млн из более чем 5 млн проданных полисов к настоящему времени). "Мы готовы сотрудничать с МАПом по расследованию любых жалоб",– заявил Ъ статс-секретарь "Росгосстраха" Игорь Игнатьев.

       Как бы то ни было, своего Илья Южанов добился. Нарушители заволновались, а значит, репетиция его выступления на заседании правительства прошла успешно.

    "Массовые нарушения – следствие бурного роста рынка финансовых услуг"

О претензиях МАПа к участникам рынка финансовых услуг Ъ рассказал замминистра по антимонопольной политике, председатель межведомственного совета по защите прав потребителей СЕРГЕЙ ДУДКИН.

– Какие именно нарушения МАП обнаружил в работе участников финансового рынка?

– Например, заключая с гражданами тот или иной договор, ряд банков включают в него целую совокупность дополнительных услуг, что противоречит закону "О защите прав потребителей": он запрещает обуславливать оказание одного вида услуг получением другой услуги. К примеру, банки включают в стоимость финансовой операции плату за заполнение электронной формы банковского документа о зачислении или переводе денежных средств на определенный счет. В то же время эту услугу вовсе не обязательно должен оказывать сам банк. Между тем информация о том, что клиент имеет право заполнить бланк самостоятельно, до сведения граждан не доводится.

Другой пример. Ряд банков зарабатывают на так называемых консультационно-информационных услугах. Потребитель хочет сделать вклад в банке. В ответ на его просьбу предоставить какую-либо информацию, кроме специальной об условиях вклада, ему говорят: обращайтесь в соседнее окошко и платите деньги за консультацию. Но ведь, согласно закону, исполнитель услуги обязан бесплатно проинформировать потребителя и предоставить ему необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, чтобы потребитель имел возможность правильного выбора.

– Какие именно банки нарушают права потребителей?

– По нашей информации, подобная практика достаточно распространена. Сегодня это типичные нарушения, допускаемые многими коммерческими банками. Сбербанк в данной ситуации не исключение. На мой взгляд, это связано в первую очередь с незнанием финансовыми организациями действующего законодательства о защите прав потребителей.

– И что МАП намерен предпринять?

– Мы отдаем себе отчет в том, что в какой-то мере нарушения – следствие бурного роста рынка финансовых услуг в последнее время. Сегодня они не достаточно корректируются существующими нормами закона. Поэтому мы планируем рассмотреть вопросы защиты прав потребителей финансовых услуг ориентировочно в первом квартале будущего года на заседании межведомственного совета по защите прав потребителей при правительстве. Не думаю, что следует ожидать каких-либо репрессий. Скорее речь пойдет о превентивных мерах, призванных не допустить дальнейшие нарушения.


ЕЛЕНА Ъ-КИСИЛЕВА, ВИТАЛИЙ Ъ-БУЗА, ЛИЗА Ъ-ГОЛИКОВА, ТАТЬЯНА Ъ-ГРИШИНА, ТИМУР Ъ-БОРДЮГ


Источник: КоммерсантЪ