23.10.2003

Российская пресса несвободна



Анфиса Воронина
Игорь Федюкин

         Российские журналисты менее свободны, чем их коллеги в Гондурасе или Ираке. В рейтинге свободы прессы международной организации "Репортеры без границ", Россия, как и год назад, оказалась в самом конце. Главным душителем свободы "Репортеры" называют наше государство.

        Вчера "Репортеры без границ" опубликовали второй ежегодный рейтинг свободы прессы в 166 странах мира. Россия заняла в нем 148-е место (см. таблицу). Год назад наша страна была 121-й в списке из 139 стран.





        "Репортеры без границ" опрашивали юристов, правозащитников, журналистов и борцов за свободу прессы. В России анкету организации заполнили четыре эксперта, чьи имена не раскрываются.

        В тройке славянских стран СНГ только в России есть "подлинно независимая пресса", констатируют авторы доклада. Но проблемы с доступом к информации о войне в Чечне, многочисленные убийства журналистов и похищение журналиста France Presse Али Астамирова в Ингушетии не позволили стране занять более высокое место.

        Российские исследователи и журналисты считают методологию "Репортеров" не вполне корректной. Директор Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов, принимавший участие в опросе, говорит, что по данным его центра, из 28 погибших в прошлом году в России журналистов лишь один - Роди Скотт - погиб исполняя профессиональный долг. "Многие убийства журналистов, и это подтверждается данными МВД, связаны с бизнесом, которым они занимались", - говорит Панфилов.

        Но даже если бы журналистов не убивали, подняться в рейтинге Россия не могла бы, говорит Каролина Жиро, курирующая деятельность "Репортеров" в странах СНГ. Она объясняет это государственной монополией на телеканалах и невозможностью попасть в Чечню без специальной аккредитации.

        Свободе прессы, вторит ей Панфилов, мешает наличие государственной прессы, получающей преференции. "Власти нужно развивать систему пропаганды, и она этим занимается. Непонятно только, почему журналисты не защищают свои права", - говорит он. По данным центра, которые приводит Панфилов, в этом году по всей стране было лишь семь публичных акций протеста журналистов.

        Свободы слова при нынешней власти действительно стало меньше, признает главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов. "Внутри телеканалов, радиостанций, газет возникла самоцензура, - считает он. - Власть создала такие условия (например, законом об основных гарантиях избирательных прав) , когда сами редакции пренебрегают информированием, чтобы не создать проблем". А главный редактор журнала "Политбюро" Глеб Черкасов обращает внимание на возрастающую информационную закрытость госструктур. "Свобода прессы - это еще и возможность собирать информацию", - говорит он.

        Впрочем, журналисты считают малоинформативным сравнение в рамках одного рейтинга таких разных стран, как Россия и, например, занявший более высокое, 113-е место Азербайджан. "Любая оценка состояния дел со свободой прессы в большой стране напоминает замер средней температуры по больнице, - говорит Черкасов. - Есть регионы, в которых со свободой прессы дела обстоят чудовищно, а есть такие, где существуют хотя бы разные точки зрения". Панфилов приводит в пример Пермскую область как относительно благополучную и национальные республики (Башкортостан, Калмыкию и др. ) как наименее благополучные.

        "Подобные рейтинги лежат скорее в области мифологии, - считает первый зампред государственного медиа-холдинга ВГТРК Антон Златопольский. - Многие используемые критерии могут не иметь прямого отношения к свободе слова. Если говорить о свободе слова в политическом смысле, то ситуация, с моей точки зрения, гораздо более достойная, чем представлено в рейтинге".

Источник: Ведомости