28.10.2003

Банкоматы Сбербанка отлучались на технический перерыв



Вчера на восемь часов полностью отключилась сеть банкоматов и электронных терминалов Сбербанка. С начала осени это уже второй серьезный сбой в сети крупнейшего ритейлового банка России. В самом Сбербанке проблемы, как и в прошлый раз, объясняют вводом в эксплуатацию нового процессинга и называют их техническим перерывом.

       Вчера с восьми часов утра и до четырех часов дня в бакноматах и отделениях Сбербанка было невозможно получить наличные по карточкам. При этом во многих магазинах нельзя было расплатиться карточками международных платежных систем, выпущенными Сбербанком. По ним невозможно было провести электронную авторизацию, а в некоторых торговых точках – и голосовую. А в торговых точках, обслуживаемых Сбербанком, были проблемы и с электронной авторизацией карточек, выпущенных другими банками.

       Причину восьмичасового коллапса своих сетей банкоматов и электронных терминалов в Сбербанке решились объяснить только после устранения неполадок. Как сообщается в официальном пресс-релизе Сбербанка по этому поводу, "в связи с проведением работ по вводу в эксплуатацию в центральном аппарате Сбербанка России процессинговой системы Way4 27 октября 2003 года с 8.00 до 16.00 (МСК) был объявлен технический перерыв в обслуживании Сбербанком России международных банковских карт". Что касается обслуживания в торговых точках собственных карт Сбербанка, то его пресс-служба заявила, что оно проводилось с помощь голосовой авторизации. А обслуживание карт Сбербанка в сторонних банках проводилось международными платежными системами с использованием режима "замещающий процессинг".

       Происшедшее вчера – не первый случай провисания банкоматной сети Сбербанка. Недавно (см. Ъ от 17 сентября) в в ней тоже произошел сбой, связанный с перевооружением процессингового центра и установкой нового сервера. Правда, как сообщала тогда пресс-служба Сбербанка, количество отказов составило менее 1% от общего числа совершенных операций. Вчера никаких цифр в пресс-службе Сбербанка привести не смогли, но это и понятно: сбой в банкоматных сетях Сбербанка был настолько серьезным, что банку пришлось назвать его техническим перерывом.

       Непонятно в этой ситуации одно: почему, устанавливая более мощный сервер, в Сбербанке не предусматривают запасной вариант с использованием дублирующего сервера? Ведь, например, при проведении трансакций по пластиковым картам международных платежных систем банк должен в обязательном порядке страховать их по независимым дублирующим каналам связи. Выглядит довольно странным и то, что за прошедший месяц после сбоя банкоматной сети в банке не сделали выводов.

       Пожалуй, единственным утешением для Сбербанка является то, что сети в последнее время подвисают не только у него. Так, 1 октября произошел сбой в приеме международных пластиковых карт в банке "Уралсиб". Как пояснил тогда Ъ начальник управления платежных систем "Уралсиба" Владимир Кенин, сбой в приеме пластиковых карт MasterCard и Visa имел место единовременно в течение часа и был ликвидирован. По его словам, неполадки были связаны со сбоями в работе одной из телекоммуникационных компаний, обслуживающих соединение банка с платежными системами MasterCard и Visa.

       КИРИЛЛ Ъ-ЯЧЕИСТОВ


Источник: КоммерсантЪ