29.10.2003

Всегда звони "01". Единый телефон оперативных служб "01" начинает работать с 1 ноября на всей территории России.



Владимир Баринов

Несмотря на то что решение о введении аналога американской службы "911" было принято еще в начале года, к переходу на новый режим готово только около 60 российских регионов. Среди "отстающих" и Москва. Переходу на единый номер мешают технические проблемы. Впрочем, пожарные уже сейчас принимают любые заявки, в том числе по линии милиции, "Скорой помощи", и переадресовывают их по назначению. Сколько средств будет затрачено на создание единой информационной системы, не разглашается.

О введении с 1 ноября единого телефона оперативных и спасательных служб заявил руководитель МЧС Сергей Шойгу. Именно возглавляемое им ведомство отвечает за введение единого номера для вызова милиции, спасателей, пожарных, медиков и коммунальных служб. По распоряжению Шойгу все регионы должны перейти на один телефон оперативных служб до конца 2003 года. Как заявили ГАЗЕТЕ в МЧС России, сейчас к переходу готовы 60 регионов страны из 89. Ответственность за выполнение возложена на начальников региональных управлений ГО и ЧС. В Москве реорганизацией руководит генерал-майор Александр Елисеев.

В основном единые дежурно-диспетчерские службы создаются в управлениях противопожарной службы городов. Кроме того, в работе по созданию 'телефона спасения' участвуют и местные администрации.

Любопытно, что Москва пока не готова перейти на единый 'телефон спасения'. По словам представителей столичного управления ГО и ЧС, сейчас 'вопрос находится в стадии технического решения'. К работе привлечены многие научные организации. В УГПС Москвы ГАЗЕТЕ заявили, что дежурная часть пожарной охраны на улице Пречистенка уже реконструируется. Именно тут будет находиться диспетчерский центр. Прокладываются дополнительные телефонные линии, чтобы обеспечить быстрый дозвон абонентов до оператора. Между тем пожарные заявляют, что распоряжение главы МЧС уже выполняется и сейчас можно звонить '01' и сообщать о возникших проблемах.

Пока диспетчер выполняет функцию своего рода посредника. Получив тревожный сигнал, он передает информацию диспетчерам других оперативных служб. Это, безусловно, увеличивает время прихода помощи.

В случае же ввода единого информационного центра операторы будут уже сами высылать наряд милиции, медиков, инспектора ГАИ, аварийную бригаду и т.п. Однако когда в Москве будет введен аналог американской службы '911', сказать пока сложно. По единому номеру вызова оперативных служб работает лишь один столичный округ - Зеленоградский. Он считается 'опытным экспериментальным участком'. Как признаются сами пожарные, до окончания реконструкции дежурной части они просто не готовы заменить собой дежурные части других оперативных служб и принимать тысячи поступающих звонков.

Одним из первых регионов России, перешедших на единый номер 'службы спасения', стала Северная Осетия. Во Владикавказе еще в феврале на базе местного управления противопожарной службы был создан оперативный центр. Туда поступают заявки как из самого города, так и из других населенных пунктов республики. Некоторые подробности о работе центра ГАЗЕТЕ сообщил начальник городского управления ГО и ЧС полковник Михаил Колиев: 'В смене круглосуточно у нас работают четыре диспетчера. Этого количества операторов вполне достаточно, чтобы принять и обработать все звонки. Мы работаем в прямом контакте как с правоохранительными органами, так и с медиками и коммунальными службами. Поступают звонки самого различного рода. Просят вызвать милицию, медиков, спасателей. Диспетчер сам решает, кого именно надо направить на место происшествия. Кстати, у нас в подчинении имеются и аварийно-восстановительные бригады коммунальщиков, которые всегда готовы к выезду'. По словам полковника Колиева, часто к оператору 'службы спасения' обращаются с просьбой дать адрес больницы, отдела милиции или другого учреждения: 'Такие справки наш диспетчер также обязательно выдает'. Надо отметить, что остальные телефоны, к которым привыкло население за долгие годы - '02', '03', '04' и т.д., - по-прежнему действуют параллельно. Но местные власти через телевидение и газеты призывают людей обращаться именно по '01'. Сотрудники местного МЧС отмечают, что создание единого центра упростило координацию действий аварийных и оперативных служб. Кроме того, как говорят в МЧС Северной Осетии, изменилось отношение к спасателям: 'Еще два года назад нас практически не знали, обращались крайне редко. Сейчас люди верят в нас, знают, что к нам можно обратиться по любому вопросу. Мы чувствуем, что нужны...'

За последние годы многие страны перешли на единые телефонные номера служб спасения. Психологи доказали, что люди, попадающие в чрезвычайные ситуации, в состоянии стресса часто забывают, какой именно телефон им следует набрать, путая пожарную службу, полицию и скорую медицинскую помощь. Полицейские посылают их к пожарным, пожарные к врачам, тратя время, от которого в таких случаях зависят жизни людей. Более того, появляются международные номера, действующие в нескольких странах. Единый номер 112 введен на территории всех государств - членов Евросоюза. Самый популярный телефонный номер 911 принят на вооружение не только в США. По такому вызову спешат к тем, кто терпит бедствие, спасатели в антарктических долинах Мак Мурдо и на Багамах, в Бразилии и на островах Тувалу.

Источник: Газета