30.10.2003

"Единая Россия" вошла в историю



Анфиса Воронина

         Что общего у Сталина с поэтом Бродским, Дзержинского - с узником Соловецкого лагеря Дмитрием Лихачевым или у Хрущева - с Александром Солженицыным? До 6 ноября все они рекламируют "Единую Россию" в московском метро. Родственники многих "фотомоделей" от идеи не в восторге и могут отсудить у партии власти до 5 млн руб.

        С середины октября в московской подземке висят агитационные плакаты "Единой России". На фоне российского триколора рядом с символом "единороссов" изображена карта страны, составленная из 145 фотографий-таблеток знаменитых соотечественников.

        Пантеон "единороссов" формировали люди широких взглядов. С генсеками ЦК КПСС Иосифом Сталиным и Никитой Хрущевым соседствуют актер Георгий Жженов, который провел пять лет в лагерях на Колыме, осужденный за тунеядство Иосиф Бродский и главный советский диссидент Андрей Сахаров. Академик Лихачев настолько полюбился авторам макета, что его изображение использовано трижды, как и фотография актера Андрея Миронова в роли турецкоподданного Остапа Бендера.

        Среди прочих на плакате изображены Семен Буденный и Георгий Жуков, Александр Пушкин и Александр Блок, Аркадий Райкин и Сергей Бодров и пр.

        Судя по информации, указанной на постерах, агитаторы разместили 46 больших плакатов на перронах и 4126 стикеров в вагонах. По официальным расценкам (с учетом 20% -ной скидки) на эту кампанию "единороссам" пришлось бы потратить $200 000 - 230 000.

        "Все, кто изображен на плакатах, - личности, которые оставили яркий след в истории России, - говорит заместитель руководителя избирательного штаба "Единой России" Арнольд Уваров. - И взвешенная центристская позиция заключается в том, что перечеркивать прошлое недопустимо". Правда, его смущает подбор образов, использованных на плакатах, поэтому реклама провисит только до 6 ноября.

        Если изображенные на фото люди позировали фотографам бесплатно и не в государственных интересах, партийцам по Гражданскому кодексу полагалось попросить у них или их наследников разрешения на воспроизведение и опубликование фото. Специалист по информационному праву Федор Кравченко говорит, что по искам о незаконном использовании изображений физлиц в рекламе суды регулярно принимают решения не в пользу ответчика.

        А по закону об авторском праве авторы неправомерно использованных в коллаже фотографий могут потребовать компенсации от 10 до 50 000 МРОТ (1000 руб. - 5 млн руб. ).

        Для родственников тех, чьи образы использовали "единороссы", затея центристов оказалась полным сюрпризом. Вероника Боровик-Хильчевская, вдова Артема Боровика, узнала о том, что изображение ее мужа использовано в партийной рекламе, от "Ведомостей": "Почему они позволяют себе использовать лицо человека, который мне очень дорог, даже не сообщив [об этом] мне? " "Александр Исаевич [Солженицын] не является членом "Единой России", как и никакой другой партии, - говорит жена писателя Наталья Солженицына. - По поводу размещения его портрета на рекламных плакатах партии к нам никто не обращался". Комментарий вдовы Андрея Сахарова Елены Боннэр "Ведомостям" вчера получить не удалось.

        В нынешней избирательной кампании уже есть прецеденты споров вокруг авторских прав. На этой неделе вдова Марка Бернеса Юлия Бернес-Бодрова подала иск к Народной партии. Она требует выплатить ей 500 000 руб. за несанкционированное использование в рекламном ролике партии песни "Я люблю тебя, жизнь" в исполнении Бернеса.

        Впрочем, рекламисты и политтехнологи говорят, что идея коллажа может оказаться продуктивной. Президент коммуникационной группы "Максима" Владимир Евстафьев считает, что плакат сможет способствовать поднятию исторического духа избирателей "Единой России". "Спонтанный избиратель, не решивший, за кого голосовать, увидит в бюллетене "Единую Россию" и припомнит Цоя или Бодрова. Это может подействовать", - говорит руководитель аналитической группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин.

Источник: Ведомости