31.10.2003

Почем килограмм Chanel. Таможенников учат различать марки парфюмерии



Юлия Полякова
Сергей Канунников

         Импортеры парфюмерно-косметической продукции лишатся возможности указывать в предоставляемых в таможенные органы документах заниженную цену на свои товары. ГТК разослал в свои подразделениям письмо, из которого рядовые таможенники могут узнать примерную цену духов и парфюмерии разных категорий.

        До сих пор таможня брала пошлину при импорте парфюмерии и косметики так же, как и с большинства товаров других категорий - в соответствии с рекомендованной ценой, зафиксированной в базах и каталогах ГТК, рассказала консультант компании "Альта-Софт" Елена Муравенко. Но недавно ГТК распространил письмо N 01-06/ 41651 "О контроле таможенной стоимости отдельных товаров, классифицируемых в товарных позициях 3303, 3304, 3305, 3306, 3307 ТН ВЭД России" (косметика, парфюмерия и средства гигиены) , вводящее специальные нормы оформления этой продукции.

        В письме оговаривается, что пошлина с таких товаров теперь будет взиматься в зависимости от веса и категории - масс-маркет, медиа-маркет и люкс. ГТК также определил, к какой из этих категорий относится тот или иной брэнд с указанием его страны-поставщика. Приложением к письму является "Перечень торговых марок парфюмерии и косметики", распределяющий брэнды по категориям. Например, с точки зрения ГТК, духи класса мидл-маркет стоят от $25 за 1 кг, масс-маркет - от $10 за 1 кг, духи из стран Балтии, Юго-Восточной Азии и СНГ - $5 за 1 кг.

        "[Председатель ГТК] Михаил Ванин уже говорил, что таможню интересует рынок парфюмерии, поскольку импортеры занижают таможенную стоимость [товаров этой категории]", - отмечает начальник пресс-службы ГТК Ирина Скибинская. По ее словам, письмо N 01-06/41651 предназначается работникам таможни и носит информативный характер.

        Другой сотрудник ГТК на условиях анонимности сообщил, что, по данным его ведомства, до сих пор с парфюмерно-косметических товаров при ввозе уплачивалось лишь около 1,5% от их таможенной стоимости. "Откуда сотрудники [таможен] на окраинах могли знать, сколько стоит, например, помада Gucci? Теперь же, если импортер говорит "я купил такую помаду за 30 центов", таможенник знает, сколько она стоит на самом деле", - говорит Скибинская.

        Участники парфюмерно-косметического рынка недовольны новой системой. Президент Brocard Group Давид Тетруашвили (компания является крупным дистрибьютором парфюмерии категории масс-маркет и владельцем российско-украинской сети магазинов Brocard) говорит, что участникам рынка не дали откорректировать контракты в соответствии с нововведением. "Взимание пошлины в зависимости от веса товара может серьезно повлиять на пересмотр контрактов между поставщиками и продавцами и на саму структуру цены товара", - добавляет Тетруашвили.

        Гендиректор российского подразделения компании Cosmopolitan Cosmetics (продает марки Gucci и Escada) Кирилл Мурадов с встревожившим его коллег письмом таможенного комитета еще не ознакомился. Однако он объяснил, что головной офис Cosmopolitan Cosmetics устанавливает единые цены для всех без исключения своих подразделений - и в какой-либо одной стране они изменены быть не могут.

        И Кирилл Мурадов, и Давид Тетруашвили в беседе с "Ведомостями" выразили надежду, что нововведение нацелено в первую очередь на борьбу с "серым" рынком.

        В перечне, предложенном ГТК, по мнению нескольких участников рынка, попросивших не называть их имена в печати, есть явные несуразности. Например, в группу N 1 ( "товары люкс") наряду с Chanel, Christian Dior, Gucci, Yves Saint-Laurent оказались брэнды Caroll и Chevignon. В категорию "мидл" вместе с Marc O' Polo и Naomi Campbell попали Davidoff и Donna Karan. Марка MEXX оказалась одновременно и в среднем, и в массовом сегменте. В классе масс-маркет вместе с Nivea, Max Factor и Oriflame - Pierre Cardin.

        Интересно, что многие участники рынка вчера предпочли хранить молчание относительно нового порядка таможенной очистки их товаров. Категорически отказались от комментариев в компании "Алькор" (владелец сети "Л'Этуаль" и франшизы французской сети Sephora) , P&G и компании "Селдико" (эксклюзивный дистрибьютор в России косметики и парфюмерии LVMH).

        Объем российского рынка косметики и парфюмерии, по данным его участников, в этом году составит $4,7 млрд.

Источник: Ведомости